21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

ПЕРВАЯ «СТРОЙКА ВЕКА»

25.08.2009 21:19 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ровно 80 лет назад, в 1925 году, в эксплуатацию была сдана первая крупная железная дорога советского периода Орша—Лепель. 132-километровую линию проложили в кратчайшие сроки военные железнодорожники.

Сегодня из станционных построек 20-х годов в Орше почти ничего не сохранилось — узел был жестоко разрушен в годы войны. Если посмотреть на современную географическую карту, не может не появиться вопрос, почему возникла потребность возведения этой тупиковой линии, ведь дальше Лепеля пути нет. Ответ можно получить, заглянув в учебник истории. После неудачной для нашей страны советско-польской военной кампании территория Западной Белоруссии отошла к Польше. При этом нарушилась целостность многих транспортных коммуникаций на западе СССР. Данные обстоятельства и предопределили появление новой железнодорожной линии.

Решение о ее строительстве было принято на основании постановления Совета труда и обороны от 10 августа 1924 года. С 24 сентября в Москве началось формирование управления отдельного корпуса войск путей сообщения. Его командиром был назначен Леонид Коновалов. Исходя из масштабов предстоящей задачи корпус был усилен саперными и автотранспортными подразделениями. Что любопытно, из входивших на тот момент в состав Железнодорожных войск 11 полков 8 приняли участие в возведении этой трассы.

Военным железнодорожникам предстояло решить непростую задачу. Железная дорога должна была проходить по местности с очень сложным рельефом. На ее пути находились обширные топкие болота, многочисленные речки и леса. Осенью 1924 года сводный железнодорожный полк, сформированный из частей корпуса, приступил к подготовительным работам.

Строительство шло нелегко. Подъездные пути отсутствовали, а отсыпанное земляное полотно давало значительную усадку, что требовало проведения дополнительных работ. Строители увязали в трясине. День и ночь они трудились, возводя высокие насыпи, боролись со значительными просадками, которые давало полотно на болотистых участках. Ликвидировали последствия частых и сильных ливней, размывавших насыпь, еще более затруднявших и так весьма непростой процесс доставки стройматериалов и продовольствия.

Отдельные участки линии прокладывались по местности, где грунт представлял собой плотную глину со щебнем и гравием. Прежде чем разработать в таком грунте выемку, надо было произвести рыхление грунта. И все это делалось вручную. Но вместе с трудностями приходили и первые успехи. Повышалось мастерство красноармейцев, командиры приобретали опыт организации и руководства строительными работами, улучшалось снабжение стройматериалами, делались определенные шаги по внедрению в производственный процесс средств механизации. Все это благоприятно сказывалось на темпах работ. Они возрастали с каждым днем. Мостовики уже в три раза перекрывали норму по забивке свай, со значительным перевыполнением дневных заданий трудились красноармейцы, занятые на земляных работах. Заметно увеличились темпы укладки пути, и к концу строительства достигли 4,3 км в сутки.

Школу трассы Орша—Лепель прошли многие будущие руководители Железнодорожных войск. Так, многие годы возглавлявший войска боевой генерал, четырежды почетный железнодорожник, Герой Социалистического Труда Павел Алексеевич Кабанов был направлен сюда сразу после окончания курсов усовершенствования командиров. Вот как он вспоминал свою непростую практику: «На строительстве магистрали стратегического назначения Орша—Лепель возводились все сооружения, необходимые для эксплуатации линии и жизни железнодорожников. Сроки даны были жесткие. Меня назначили командиром роты сводного полка. Строили мы линию Орша—Лепель фактически вручную. Самым главным «агрегатом» была в то время тачка. Недостаток машин и механизмов восполняли энтузиазмом. Сколько поистине титанического труда вложили воины-железнодорожники в эту дорогу. Только общий объем земляных работ составил около 2 миллионов кубических метров. А сколько возвели мостов, проложили труб, насыпали балласта».

Железная дорога Орша—Лепель стала серьезным трудовым достижением воинов-железнодорожников. В ходе сооружения линии ими было выполнено 1,8 млн кубометров земляных работ, уложено 160 км пути на перегонах и станциях и 24 тыс. кубометров балласта, построено 72 моста и 532 километра телеграфно-телефонной линии связи. Железнодорожные полки были награждены орденами Трудового Красного Знамени и Почетными грамотами ЦИК БССР. Особо отличившиеся участники стройки были удостоены специально учрежденного именного нагрудного знака «Орша—Лепель».

Открывали линию в Лепеле 7 ноября 1925 года в торжественной обстановке. Первым поездом сюда из Орши прибыл командующий Западным военным округом Михаил Тухачевский.

Эта стройка стала уникальной школой практики капитального строительства для Железнодорожных войск. А опыт, полученный войсками в Белоруссии, в дальнейшем был использован при постройке очередной дороги Чернигов—Овруч.

Александр ЛЕВЧЕНКО.



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ровно 80 лет назад, в 1925 году, в эксплуатацию была сдана первая крупная железная дорога советского периода Орша—Лепель
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика