Сошлись классика и современность
Сошлись классика и современность
Людмила ПРИХОДЬКО Билеты, как обычно бывает перед такого рода показами, раскупили задолго до дня премьеры. Нынешняя же стала премьерой вдвойне, так как впервые у минчан и гостей столицы появилась возможность увидеть на сцене оперного настоящую драму абсурда – оперу Вячеслава Кузнецова «Записки сумасшедшего». Как всегда зрители, музыкальные критики и журналисты до поднятия занавеса не знали, какому именно составу артистов доверят первыми донести до публики смысл, сюжет и красоту произведений. И вот, наконец, прозвенел последний звонок. Погас свет. Дирижер поднял свою «волшебную палочку», и зазвучала дивная музыка XVIII века. «Рита, или Пиратский треугольник» Именно опера итальянского композитора Гаэтано Доницетти, кстати, он назвал ее «Рита и ее побитый муж», открывала вечер премьер. После первой же веселой сценки зрители в зале немного расслабились, их надежды оправдались: судя по началу спектакля, можно будет посмеяться. Любовный и комический сюжеты сплетены в «Рите» в тугой узел, хотя временами слышны трагические ноты. Преуспевающая хозяйка гостиницы Рита (ее роль досталась дипломанту международного конкурса Татьяне Третьяк) счастлива в семейной жизни. Еще бы! Она держит мужа Беппе (роль которого исполнял лауреат международных конкурсов Эдуард Мартынюк) под каблуком. Своим благосостоянием Рита обязана первому мужу пирату Гаспару (его изображал лауреат национальных и дипломант международных конкурсов Владимир Громов), который «утонул» три года назад. Однако он неожиданно воскресает, но такой непредвиденной встрече никто из супругов не рад. Беппе, ознакомившись с паспортом постояльца, узнает в нем первого мужа Риты и требует от пирата не спешить в Алжир, а остаться здесь и обучить свою жену почтительности. Кто же останется со сварливой Ритой? Мужчины решают определить это с помощью жребия… Доницетти до конца верен стилю бельканто: музыка должна легко запоминаться, быть такой красивой, чтобы ее хотелось слушать бесконечно. А что касается самого сюжета спектакля, то он довольно популярен в наши дни. Белорусская опера трижды обращалась к наследию композитора. В 1965 году зрители Минска увидели лирическую оперу «Любовный напиток»; в 1977-м – искрометного «Дона Паскуале» и жемчужину итальянского бельканто оперу «Лючия де Ламмермур». «Записки сумасшедшего» Автор либретто этой оперы – лауреат Государственной премии Республики Беларусь, профессор Белорусской государственной академии музыки композитор Вячеслав Кузнецов – более полутора десятков лет ждал дня, когда же оперный возьмется за его произведение. Кстати, с балетом Кузнецову повезло больше: уже давно и с большим успехом «Макбет» идет на сцене Национального академического Большого театра балета, сегодня ждет сценического воплощения «Клеопатра». Опера «Записки сумасшедшего» создавалась в 1987 году в период сложных философских и нравственных исканий автора. Она разительно отличается от произведения его итальянского коллеги. Во-первых, действие происходит уже не в XVIII веке, а в XX. Да и жанр ее далеко не комический. «Записки сумасшедшего» рассказывают об истории известного гоголевского персонажа, невзрачного и безмерно несчастного титулярного советника Аксентия Поприщина. В опере действует всего один персонаж, играть которого приходится сразу четырем актерам, воплощающим разные «лики» самосознания человека, страдающего раздвоением личности. В белорусском оперном репертуаре нет аналогов этому произведению. Оно обещает стать настоящим открытием отечественного оперного искусства. – Мы хотели показать белорусской публике не только произведения разного стиля, музыкального характера, но и разные режиссерские почерки, – говорит режиссер-постановщик, художественный руководитель оперного Маргарита Изворска-Елизарьева. – До этого момента классические произведения переделывались под эстетику абсурда, но опыт перелицовки классики не всегда на пользу самому произведению. Это может быть на руку постановщику, который набрался смелости выступить в роли разрушителя авторской идеи. Для такого смельчака произведение – сырой материал. Его необходимо сначала «разломать» до основания, а потом из получившихся кирпичиков создать что-то новое. В таком случае остается только партитура, а духовная нить, связывающая нас с прошлыми столетиями, теряется. Эпилог Для того чтобы поставить крупное произведение, необходимы не менее крупные средства. Опера – жанр, отрицающий минимализм в оформлении спектаклей. А поскольку в Беларуси всего один оперный театр и значительное количество музыкальных произведений разных жанров, стилей и эпох, то постановка таких одноактных опер позволит без ущерба для оформления познакомить публику с большим количеством произведений. Это совсем не значит, что одноактные произведения требуют меньшего мастерства исполнителей. Скорее, наоборот, ведь за короткое время певец должен рассказать какую-то историю, успеть прожить жизнь героя, что требует мастерства и филигранности музыкального исполнения. Малые формы помогут многим зрителям привыкнуть к оперному искусству. Таким образом руководство Большого планирует увеличить круг любителей оперы. P.S. Постановка сразу четырех одноактных опер стала возможной благодаря гранту Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Зрители увидели лишь первую часть проекта «Классика и современность». В мае – июне следующего года нас с вами ждет вторая пара спектаклей: «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини и комическая опера Виктора Копытько «Его жены». Компетентное мнение Маргарита Изворска-Елизарьева, режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, профессор – Моя задача как режиссера – вызвать жалость к несчастному человеку, который не сумел сохранить себя. «Записки сумасшедшего» – произведение, на мой взгляд, далеко не легкое. Оно должно не развлекать, оно должно потрясать, показать абсурдность поведения главного героя – титулярного советника Аксентия Поприщина. И если артисты сумели заставить хотя бы часть публики пожалеть его, пустить слезу, это уже успех. В наших новых постановках упор делается в основном на молодежь, хотя не собираемся отказываться и от мастеров. Сосуществование молодого актера рядом с мастером всегда стимулирует мастера быть мастером, а молодого певца – его догнать. Все четыре оперы, которые зрители увидят в рамках проекта «Классика и современность», будут результатом работы молодых дирижеров, певцов, художников, концертмейстеров. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В столичном Доме офицеров с успехом прошла премьера года. Национальный академический Большой театр оперы Беларуси вынес на суд зрителей сразу две нов
|
|