ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
Рынок готового бизнеса как самостоятельный сегмент на постсоветском пространстве впервые зародился в России около пяти лет назад. Компанией, которая первой начала профессионально оказывать услуги по организации и сопровождению процесса купли-продажи действующих компаний, стала консалтинговая группа "Магазин готового бизнеса". Конечно, отдельные виды бизнеса продавались и раньше, но сделки в подавляющем большинстве случаев происходили "среди своих" (владелец продавал бизнес своим знакомым) и носили несистемный характер. Не так давно в России начал развиваться и такой вид услуг, как создание бизнеса под конкретного покупателя. Если предприниматель хочет купить бизнес и не может найти ничего подходящего, то он может описать, что ему нужно, и согласно его требованиям для него разработают и, если угодно, запустят бизнес "под ключ". За свои услуги берутся комиссионные в размере от 3% до 10% от величины сделки. Чем крупнее сделка, тем меньше процент. Но прежде чем начнется работа, клиент-продавец должен оплатить работу по составлению инвестиционного меморандума. Стоимость такой услуги - 15% от будущего гонорара. Иными словами, если фирма получит от продавца за всю сделку 8 тыс. USD, то плата за предварительные работы составит 1200 USD. Эффективные бизнесы продаются не часто, хотя в последнее время в России наметилась тенденция к продаже компаний, находящихся на пике успеха, - именно тогда за них можно получить максимальную цену. Владелец может сам продать бизнес, а может и воспользоваться услугами профессиональных посредников-консультантов (на Западе такие компании называются бизнес-брокерами). Преимущества самостоятельной продажи очевидны: нет дополнительных расходов. Однако если конкретный инвестор не определен, то его поиск может затянуться на годы, негативно сказавшись на состоянии предприятия. Полученная в итоге сумма может быть, как это ни странно, даже меньше, чем в случае продажи через посредников. По мнению российских специалистов в области продаж готового бизнеса, самостоятельная продажа и несколько лет назад, и сейчас остается весьма трудоемким процессом. Чтобы грамотно продать предприятие, его надо оценить, провести предпродажную подготовку, составить инвестиционный меморандум, организовать поиск инвестора, согласовать цену, разработать оптимальную схему передачи прав собственности и пр. Для этого нужно привлекать профессиональных оценщиков, юристов, аудиторов, иногда специалистов по рекламе и PR - их услуги стоят достаточно дорого. Но даже в том случае, если продавцу удастся собрать такую команду, у компании, специализирующейся на предоставлении бизнес-брокерских услуг, будет преимущество в силу имеющейся базы данных инвесторов, заинтересованных в покупке определенного рода бизнеса. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Рынок готового бизнеса как самостоятельный сегмент на постсоветском пространстве впервые зародился в России около пяти лет назад. Компанией, которая п
|
|