Вирус или лекарство? Платное обучение в УОР: за и противВирус или лекарство? Платное обучение в УОР: за и против В последнее время все чаще слышны разговоры о целесообразности платного обучения в училищах олимпийского резерва. Одни видят в нем положительный момент, однако их оппоненты, прямо скажем, бьют тревогу. Они полагают, что разбавлять апробированную годами систему подготовки резерва национальных команд различными новациями — значит, вносить вирус в хорошо отлаженный механизм, подрывая его изнутри. Высказываются опасения, что в отчетах в скором времени появится «заветная» графа «платники», которая и будет определять качество работы кузниц олимпийской славы. Поднимался этот вопрос и на проходившем недавно совете директоров УОР. Чем же грозят подобные нововведения училищам, выгодно ли открывать платные отделения? К обсуждению поднятой проблемы корреспондент «СП» пригласила специалистов, непосредственно работающих в данной сфере. ОДИН ШАНС ИЗ ТЫСЯЧИ Всем известно, что главная задача УОР — подготовка резерва для национальных команд и спортсменов высокого класса. Сопутствующая — социально защитить воспитанников, дав им среднее специальное образование. Чтобы качественно выполнить эти задачи, в Минском городском государственном училище олимпийского резерва не идут на открытие платных отделений. И вот почему. Его директор Леонид БАБКО, проработавший в этой системе не один десяток лет, более чем уверен, что тренеры, занятые подготовкой резерва для национальных сборных, станут «распыляться», прекратят работать на результат. Они будут выкраивать время для занятий с людьми, которые хотят получить только специальность. Кстати говоря, платные группы в свое время внесли «бациллу» в специализированные школы. Некоторые наставники начали попросту зарабатывать деньги. Набирали заведомо бесперспективных детей состоятельных родителей — лишь бы те денежки платили. Случалось, и лукавили: по ведомости занимается, к примеру, 20 детей, еще несколько — вне законного списка. Где гарантия, что подобная «зараза» не поразит и училища? Приводит специалист и другой аргумент. «Платники» попросту будут расхолаживать ребят, которых готовят как спортсменов высокого класса. День у последних расписан по минутам. У «любителей от спорта» времени свободного будет побольше, замечает Леонид Станиславович, они могут и ваньку валять, а дурной пример заразителен! Благо сегодня никто из его подопечных вольного поведения в стенах родной альма-матер себе не позволяет. В будущем году минское училище заканчивает около семи десятков воспитанников, на первый курс попадут лишь 25 счастливчиков. «Можно ли быть уверенным, что никто из перспективных ребят не останется за бортом? Может, стоит желающим позволить продолжить обучение за плату? Вдруг кто-либо их них «выстрелит»? — интересуюсь я у заместителя директора по спорту Александра НАУМОВИЧА. «Молодые люди поступают на первый курс в семнадцать лет. Специалистам видно, кто на что способен, — вступает тот в разговор. — Если перспективные не замечены — это беда. Возможность, что кто-то в будущем проявит себя, есть. Только уж очень она незначительна: один шанс из тысячи. Мое мнение однозначно: толковых ребят надо брать на бесплатную форму обучения, причем по конкурсу. Это честнее, чем ситуация, когда из двух примерно одинакового уровня учащихся один платит за учебу и питание, другой — нет». Высвечивается еще один, моральный, аспект проблемы. Да и небезопасная это штука — вбивать клин между ребятами. Не находит полезным введение платного обучения и коллектив новополоцкого училища. Их доводы сводятся к тому, что почти половина учащихся — выходцы из сельской местности, из малообеспеченных и неполных семей. Где им найти как минимум 700 долларов на учебу?! Подающие надежды ребята должны учиться только за государственный счет, считают преподаватели. На какой-то компромисс можно пойти в отношении игровиков, осторожно высказывает свое мнение директор Витебского УОР Владимир ДАНИЛОВ. Он, в частности, считает, что если у тех есть желание повышать свое мастерство в кузницах олимпийского резерва, учебу им могли бы оплачивать клубы. Ведь это роскошь — расточать государственные деньги на спортсменов, которых, вероятнее всего, продадут в другие клубы. В городе на Двине пока рискнули взять лишь одного «платника». Точку зрения Данилова разделяют и коллеги из Могилева. В последнее время, признаемся, мы частенько оглядываемся на Запад: а как там у них? В этом есть резон, хорошему делу поучиться незазорно. И что же? Там спортивные колледжи берут талантливых ребят на полное материальное обеспечение. В начале 90-х, помнится, в одно из таких заведений в Америку были приглашены и известные белорусские баскетболисты Александр Куль и Егор Мещеряков. ГОМЕЛЬ — «ПИОНЕР» Между тем в Гомельском государственном областном училище олимпийского резерва уже четыре года как дали «зеленую улицу» такому обучению. Сегодня сверх положенного контингента здесь занимается 19 учащихся, среди них тренеры по дзюдо, стрельбе. У каждого — свободное посещение, но поблажек на зачетах и экзаменах преподаватели им не делают — спрос наравне со всеми. «Введение платного обучения — вынужденная мера, — откровенно признается директор училища Анатолий ФЕДОРОВ. — К ней мы прибегли, чтобы выполнить план по платным услугам, который доводят вышестоящие организации. У нас нет собственной спортивной базы, которую могли бы сдавать в аренду. Материальная выгода от «платников» незначительна — почти половина прибыли уходит на налоги. В то же время силы педколлектива растрачиваются на контингент, который не решает главную задачу, стоящую перед УОР, — подготовка резерва для национальных команд. Тем не менее время показало, что отдача от данного нововведения все же есть. У бывших спортсменов появилась возможность получить среднее специальное образование». «Отслеживали ли гомельчане дальнейший путь таких выпускников?» — адресую вопрос Федорову. «За эти годы мы выпустили около 30 человек, — рассказывает руководитель. — Большинство из них трудится в сфере физкультуры и спорта, некоторые стали студентами вузов». КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ? С просьбой о приеме в УОР нередко обращаются тренеры районных и городских ДЮСШ и СДЮШОР, не имеющие соответствующего образования. Они готовы учиться за свой счет или за счет направляющей организации. Этим летом были желающие получить платное образование в брестском, гродненском и бобруйском училищах. Их коллективы — за то, чтобы предоставить таким людям подобную возможность на платной основе. Сделаем экскурс в недалекое прошлое. В бытность Советского Союза существовала система техникумов, в которых готовили специалистов среднего звена. Были подобные учебные заведения в Гродно и Витебске. Однако со временем поток абитуриентов иссяк, и их двери захлопнулись. Сегодня, к сожалению, остаются невостребованными даже выпускники главного спортивного вуза. Так, два года назад он дал путевки в жизнь почти 470 специалистам, к месту назначения доехали лишь около 50. Искушенные различными новациями Леонид Бабко и Александр Наумович считают, что таких специалистов можно готовить заочно на ускоренных курсах при том же университете физической культуры, институте повышения квалификации или, на худой конец, открыть соответствующие группы при одном каком-то УОР. Тогда это не нанесет вреда годами проверенной системе подготовки высококлассных спортсменов. С ними полностью согласен и уже известный нам Владимир Данилов. В стране не так много УОР — всего одиннадцать, в них пять тысяч учащихся. Их финансирование оправдывается олимпийскими медалями, а это — престиж и авторитет нашего государства. Говорят, риск — благородное дело. Только вот уместен ли он в данной ситуации? Вопрос, на который, как видите, однозначно ответить нельзя. Лучший судья — время. Оно и определит, насколько верна та или иная точка зрения. Пока же специалисты больше склоняются к старому, проверенному временем бесплатному обучению. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последнее время все чаще слышны разговоры о целесообразности платного обучения в училищах олимпийского резерва. Одни видят в нем положительный моме |
|