Пару-тройку лет назад нынешнего собеседника “ПБ” было трудно представить вне борисовского БАТЭ, а до недавних пор — и вне молодежной сборной. Но жизнь не топчется на месте, и свою очередную медаль, на этот раз бронзовую, Юрий ПУНТУС выиграл с новым клубом — минским МТЗ-РИПО. Уже три недели столичная команда — единственное детище титулованного тренера. И, точно торопясь замкнуться на этой работе, он попросил корреспондента “ПБ” не сильно усердствовать в развитии темы сборной. Потому о “молодежке” было спрошено немного, но — в начале беседы.
— Трех недель вам хватило для осмысления событий легендарного исполкома БФФ?
— Главное вижу в том, чтобы у людей, пришедших в “молодежку”, все получилось. Я за свою работу в сборной горд. Меня сегодня часто узнают прохожие на улицах. Жмут руку, благодарят за то, что делаю. Это, признаюсь, приятно. А исполком… У меня к нему философское отношение. Такова специфика тренерского труда. Приходит день, когда руководство задумывается о переменах… Я так понимаю, что все хотят как лучше. Надеюсь, так и будет. Сам я уже полностью переключился на работу в клубе. Ее буду делать по-спортивному злее. Не затем, чтобы доказать кому-то ошибочность решения, а просто потому, что продолжаю стремиться к чему-то в жизни. Благо возможности есть — у нас амбициозный клуб, большие планы. И, думаю, время все расставит по местам.
— Уход из сборной что-либо изменил в вашей работе с МТЗ-РИПО, который прежде был санкционирован БФФ как базовый клуб “молодежки”?
— Делая с позволения клубного руководства и федерации МТЗ-РИПО базовой командой сборной, я не тянул в нее своих, как некоторые говорят. Я просто приглашал в клуб тех футболистов, на которых рассчитывал в отборочном цикле, — чтобы дать игровую практику, тренинг, наиграть связки, звенья. Что будет теперь? Думаю, селекционные приоритеты мы сохраним. Я склонен к работе с молодыми ребятами. У них, на мой взгляд, есть преимущество перед опытными, зрелыми футболистами. Это большая мотивация. На ней строю игру. МТЗ-РИПО не станет возрастной командой. Хотя наши планы на будущий сезон обязывают точечно укрепить состав парой-тройкой состоявшихся игроков с хорошим опытом. Поиском таковых сейчас и занимаюсь. Изучил вот недавно белорусский трансферный рынок. Никого не хочу обидеть — талантливой молодежи у нас предостаточно, однако я не нахожу высококвалифицированного центрального защитника, грамотного опорного полузащитника или форварда таранного типа. У нас в команде хорошие нападающие, но все они как на подбор: маленькие, юркие, техничные. А нужен фактурный игрок, такой ледокол, который может смять защиту. Что касается молодых ребят, то я не боюсь их перебора. Тут, правда, надо сделать оговорку: допустим избыток только тех юных футболистов, которые приглашаются на перспективу. В основном же составе мне не нужна сверхконкуренция — пять человек на место.
— Имена потенциальных новобранцев подлежат оглашению?
— Могу сказать, что эти имена по нашим меркам довольно громкие. Но не хочу называть их раньше времени. Процесс идет, ведутся переговоры…
— Есть футболисты, которые намереваются покинуть МТЗ-РИПО?
— Пока такой один — словенец Жилавец. Он уже уехал из Беларуси — по завершении арендного контракта. Муссируется тема ухода в шотландский “Хартс” Мхитаряна, но говорить об этом как о свершившемся факте я не стал бы. Гамлет сейчас дома, в Армении. На днях мы разговаривали с ним по телефону.
— Вы уже вскользь коснулись турнирных задач на будущий сезон…
— МТЗ-РИПО не станет зацикливаться на победе в чемпионате. Для нашего руководителя Владимира Романова этого мало. И для меня тоже. Потому приоритеты наши таковы: пошуметь, скажем так, на международной арене, сделать клуб узнаваемым и уважаемым в Европе. Минувший сезон принес нам Кубок и бронзовые медали. Считаю это достойным результатом, в первую очередь потому, что крайне неудачным получился старт. Растеряли много очков, отпустили в отрыв “Шахтер”. А догонять, как и ждать, всегда очень тяжело. Тем более что солигорцы разыгрались, очков почти не теряли. В конце марта — начале апреля я видел: наша команда состоялась, и ей по силам бороться за чемпионство. Вышло же иначе, и формально есть повод для недовольства. Но взвесив все “за” и “против”, проанализировав прожитый год, пришел к выводу, что это не тот случай, когда стоит жаловаться на судьбу. Я уже говорил, что в прошедшем сезоне мы не могли себе позволить работу в двухразовом режиме — из-за отсутствия тренировочной базы. Она, уверен, у нас будет.
— Столь кошмарного начала, какое получилось у МТЗ-РИПО в чемпионате-2005, в вашей карьере точно не было. Это заставляет вернуться в весну, к тем поражениям, ощущениям…
— Я вообще не припоминаю, чтобы БАТЭ плохо входил в сезон. Неудачные периоды случались, но, как правило, позже, где-нибудь в середине первого круга. Даже в 1998 году, когда после слияния с минской “Атакой-Аурой” команда вступала в чемпионат недостаточно сыгранной, начало получилось вполне нормальным. Почему с МТЗ-РИПО вышло иначе? По моему глубокому убеждению, наша игра весной была неплохой. Как минимум не хуже, чем у соперников, которые нас побеждали. Мы не заслужили поражения от минского “Динамо” в результате пропущенного на последних секундах мяча. Матч в Гомеле представляется мне и вовсе как один из самых содержательных в исполнении подопечных. Но, увы, “сгорели” — 0:1. Имели полное преимущество в Могилеве над “Днепром”. Играли на мокром после дождя поле, “общипали” соперника со всех сторон, однако, пропустив три контратаки, получили два гола и снова уступили. Суммируя все эти обстоятельства, пришел к выводу, что серия весенних поражений — это некое испытание, посланное свыше. Нам было суждено через это пройти, что мы и сделали.
— В канун кубкового финала против БАТЭ возможное поражение МТЗ-РИПО, в то время обосновавшегося на нижних строках в таблице чемпионата, в народе приравнивалось чуть ли не к закрытию этой страницы вашей тренерской карьеры.
— У меня достаточно тренерского опыта для того, чтобы, несмотря ни на что, держать команду в хорошем психологическом тонусе. Сам же я имел карт-бланш и благодарен клубному руководству, что оно не ставило меня в жесткие условия, не создавало напряженную атмосферу. Никто не охотился на ведьм, не искал крайних... Ко всем неурядицам отношение было понимающим: раз есть игра — будет и результат. Впрочем, мне тяжело говорить о том, что случилось бы, проиграй мы кубковый финал. Но команда победила, пусть и не без изрядной доли везения, и получила мощный положительный эмоциональный заряд.
— Особенность чемпионата — бескомпромиссность вашей команды: всего одна ничья. Чем вы это объясняете?
— Нашим всегдашним стремлением побеждать. Некоторые поражения МТЗ-РИПО — от большого желания выиграть. Хотя, быть может, и наша оборона не всегда действовала успешно. Сегодня популярно тренерское кредо: главное — не пропустить. Такая установка — самый близкий путь к ничьей. А когда стремишься играть в атакующий, зрелищный, результативный футбол, ситуация иная — победа или поражение...
— Аналогично складывался и турнирный ход “молодежки” — одна ничья в десяти матчах отборочного цикла...
— Плюс мы больше всех забили, больше всех пропустили, а самый популярный счет был — 3:2...
— Согласны, что наиболее проблемной в МТЗ-РИПО была линия обороны?
— Если в атаке много решают индивидуальное мастерство, импровизация, то в защите, включая вратаря, на первом плане — опыт, сыгранность, чувство локтя. Сразу это не приходит — необходимо время. В конце сезона наша игра в обороне стала лучше. Тем не менее вижу здесь еще большое поле деятельности. В бытность футболистом сам играл в нападении. Видимо, поэтому сегодня я маловато внимания уделяю построению защитных действий. Потенциал моей команды в том, чтобы совершенствовать этот компонент.
— В каком из матчей ваша команда показала игру, наиболее близкую вашим требованиям, представлениям?
— Если оценивать зрелищность, то это поединок последнего тура с жодинским “Торпедо”. Та игра легла в острый, судьбоносный турнирный контекст, и при этом получилась по-настоящему боевой. Столько было интересных атак, ударов, что счет мог быть 6:6, 7:6, 8:7... Это плохой футбол? Специалисты скажут: у ворот МТЗ-РИПО случилось семь опасных моментов. Да, пожалуй, это довольно много и не лучшим образом характеризует нашу игру на своей половине. Зато на половине чужой мы создали, ну скажем, девять острых ситуаций — и забили. Согласен, удача повернулась к нам лицом. Но игра, я убежден, — для зрителя. Это сегодня, когда в футболе крутятся большие деньги, в почете прагматизм. Нужно только одно — результат. А что в процессе его достижения команда не сделала и двух хороших передач — ну и ладно. У меня другая точка зрения. Я за такой футбол, какой был у нас с Жодино. Пусть таких матчей будет как можно больше. Из других отмечу выезд в Гомель, о котором уже вспоминал. Это был содержательный, динамичный, острый футбол, хотя мы и проиграли. Во втором круге удался второй тайм матча с тем же “Гомелем”, когда кураж поймал Глеб.
— Без кого из футболистов бронзовый успех был бы немыслим?
— Я не большой любитель публично давать персональные оценки. Но если рассматривать некий общий вклад — не только на поле, но и за его пределами, то, пожалуй, похвалы заслуживает Саша Сулима. Считаю, и сам он, наверное, со мной согласится, что в игровом плане в его карьере бывали и лучшие сезоны. Но не будь в МТЗ-РИПО этого парня, настоящего капитана, нам было бы тяжело решить большие задачи. Весомую роль сыграл также Мхитарян, хотя, на мой взгляд, он по объективным причинам выступил не в свою истинную силу. Кто еще? Конечно, Концевой. Пусть он забил немного, зато его голы, как правило, становились ключевыми, переломными, победными. Из тех футболистов, которые пополнили МТЗ-РИПО в летний трансферный период, назову Страхановича. Есть за что похвалить и молодых ребят, но из педагогических соображений я от этого воздержусь. Им — всем без исключения — надо еще много работать.
— Постсезонный вояж в Литву и два спарринга с родственным “Каунасом” наверняка замышлялись не ради игровой практики…
— Конечно. К ноябрю мы уже вдоволь наигрались. А те товарищеские матчи провели по желанию Романова. Он хотел посмотреть свое хозяйство. Должен сказать, что я горд за те спарринги, хотя во втором, когда встречались резервные составы, МТЗ-РИПО и уступил. Зато поединок первых номеров принес нам победу, причем счет — 2:1 — не отражает соотношения сил. Мы переиграли соперника в том стиле, который мне импонирует — ребята поймали кураж и в футбольном смысле издевались над хозяевами поля.
— Реорганизация Кубка Интертото повысила ваш интерес к этому турниру?
— Ну, во-первых, нам еще предстоит поболеть за столичное “Динамо” в Кубке Беларуси. Известно, что в случае победы минчан МТЗ-РИПО получит путевку в Кубок УЕФА. Если же этого не произойдет, будем играть в Интертото. От этого турнира мы бы не отказались, даже если бы его формула осталась неизменной. Для нашей молодой команды международный опыт крайне полезен.
— Из еврокубковой практики минувшего сезона наиболее сильные переживания наверняка принесло поражение в Теплице. Решающий мяч чехи забили за десяток секунд до овертайма.
— То поражение обидно, незаслуженно. Проиграй мы в дополнительное время, думаю, было бы чуть легче. А так... Ну что делать, как-то пережили и это разочарование. Если же подводить итог еврокубкового дебюта МТЗ-РИПО в Кубке УЕФА, то, конечно, команда не произвела фурор, не добилась чего-то сверхестественного, но, считаю, первый блин не оказался комом.
— Из других особенно сильных отрицательных эмоций какие вспоминаются?
— 0:4 от брестского “Динамо” на “Тракторе”. Настрой сумасшедший, недооценки никакой нет, потери очков противопоказаны — и тут такое... На 50-й секунде пропустили. Побежали отыгрываться — первый тайм, можно сказать, провели в чужой штрафной, подали 14 угловых. Ничего не выжали. В перерыве футболистам ничего не требовалось говорить: они все понимали и из раздевалки команда вышла разъяренной. Но едва начался второй тайм — ушат холодной воды. “Динамо” забивает второй гол. А в концовке, как будто в наказание, — еще два. Такие матчи надо поскорее забывать. Кошмарный сон...
— Как можно охарактеризовать ваши отношения с владельцем клуба Владимиром Романовым?
— В начале сезона я нечасто с ним общался. Считал, что раз у меня есть руководители в Минске, которые находятся в постоянном контакте с Литвой, этого достаточно. Названивать занятому человеку самому мне казалось неправильным, да и воспитание не позволяло. Теперь ситуация другая. Однажды Романов выразил желание общаться более тесно, что мы в настоящее время и делаем. Не скажу, что наши отношения похожи на отношения с Анатолием Капским, с которым в борисовские времена могли перезваниваться по 25 раз в день, но они уже не такие, как были на заре сотрудничества.
— Недавно “Каунас” возглавил Эдуард Малофеев. Означает ли это укрепление партнерских связей между клубами?
— Еще с тех пор, когда Малофеев работал с национальной сборной, у нас установился четкий контакт. Разногласий никогда не было. На днях звонил Эдуарду Васильевичу, обсуждали тему межсезонной подготовки. Есть идея провести совместный сбор в Шотландии.
— Вообще программа межсезонной работы сверстана?
— С 15 по 21 января будем тренироваться в зале БГУФК. Эти занятия, впрочем, я не назвал бы даже выходом из отпуска. Работать собираемся не в строгом ритме, а, скажем так, на добровольных началах. Хочешь — тренируйся, нет — ради бога, прогулом это никто не назовет. Первый настоящий рабочий день — 23 января. До 2 февраля будем заниматься в Минске, в гимнастическом зале на улице Игнатенко под руководством известного специалиста Михаила Ильича Цейтина. Затем наступит время зарубежных сборов. Планируем слетать в Турцию, возможно, в Шотландию, Польшу...
— Разделяете общую тревогу по поводу низкого уровня судейства в белорусском чемпионате?
— Да, наверное. Хотя наша команда — одна из немногих, кто обошелся без подачи официальных протестов. Но в целом когда говорят, что квалификацию судей надо повышать, — я за это голосую обеими руками. В то же время хочу пожелать, чтобы никто не допускал того, что принято называть предвзятостью.
— Вы все так же консервативны в вопросе количественного состава высшей лиги?
— Я за классическую систему. У нас сейчас 14 клубов в высшей лиге — из-за того, что некоторые не прошли лицензирования. Вот оно — это лицензирование — пусть будет жестким. Тогда при условии качественной работы — особенно в детско-юношеской сфере — реален подъем футбола. Ведь, например, благодаря новым требованиям большинство команд играют на хороших стадионах. Еще бы подтянуть другие компоненты инфраструктуры — базы, поля для подрастающего поколения, плюс обеспечить достойную оплату труда детских тренеров — если все это реализовать, мы однозначно будем расти. А сокращать высшую лигу, к примеру, до двенадцати команд... Я не то чтобы категорически против, но надо попробовать, посмотреть... Пока же я не готов сказать, лучше это или хуже. Потому отдаю предпочтение проверенной модели.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.