В судах волокита будет изжита?
В судах волокита будет изжита?
Глава государства не случайно уделяет большое внимание борьбе с бюрократизмом и волокитой в деятельности государственных органов и учреждений. Насколько актуальна эта проблема в деятельности судов? Этот вопрос корреспондент «Р» Леонид Юнчик адресовал первому заместителю председателя Верховного суда Республики Беларусь Александру ФЕДОРЦОВУ. — Совершенствование порядка решения вопросов, с которыми граждане сталкиваются при обращении в суд, – одна из актуальнейших задач на сегодняшний день, — отметил Александр Адамович. — Оперативность и культура при рассмотрении дел, наряду с законностью и обоснованностью судебных постановлений, являются важнейшими составляющими права на справедливое судебное разбирательство. При этом реальная оперативность разрешения спора определяется не столько соблюдением установленного законом срока рассмотрения дела, сколько обеспечением проведения всей процедуры судебного разбирательства, выяснения всех обстоятельств по делу и вынесения решения в одном судебном заседании. Правовые аспекты соблюдения сроков разрешения судебных дел и требований закона к процедуре судопроизводства находятся на постоянном контроле Верховного суда. Пристальное внимание качеству и эффективности деятельности судебной системы постоянно уделяется Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. В 2005 году рабочей группой, созданной во исполнение поручения главы государства, изучена деятельность судов всех регионов нашей страны. В процессе проверки основное внимание уделялось эффективности организации и деятельности судов общей юрисдикции по осуществлению правосудия, принимаемых мерах по предотвращению бюрократизма и волокиты, а также совершенствованию работы судов по защите прав граждан и интересов государства. В настоящее время во всех судах выработаны меры, направленные на предотвращение срывов судебных заседаний, обеспечение явки участников судебного процесса, своевременное изготовление и вручение судебных документов, их передачу для обеспечения принудительного исполнения судебного решения. Большое внимание уделяется полноте и качеству подготовки материалов, их разбирательству в судебном заседании, разъяснению сторонам спора не только их прав, но и обязанностей по сбору и предоставлению суду доказательств. Такие подходы позволили за последний год в два раза снизить количество гражданских дел, рассмотренных с нарушением установленного двухмесячного срока (за 2004 год из 190 473 рассмотренных дел срок нарушен всего лишь по 473). При этом постоянно уменьшается число дел, не нашедших окончательного разрешения в первом судебном заседании и отложенных слушанием на другое число. Вместе с тем только за I полугодие 2005 года не рассмотрено в первом судебном заседании и отложено на другой день 2356 уголовных и 4608 гражданских дел. К сожалению, это не способствует укреплению доверия граждан к суду. В орбиту Фемиды вовлечено большое количество граждан, в связи с чем отложения судебных разбирательств и повторные вызовы лиц в суд связаны со значительными затратами их личных средств, равно как и средств государственного бюджета. Основной причиной срыва заседаний является неявка в суд обвиняемых и ответчиков. Причина — их низкое правосознание и неуважение ими прав других лиц. Так, в первом полугодии 2005 года из-за неявки в суд обвиняемых, не содержащихся под стражей, не состоялось в назначенный срок 1104 судебных процесса, было отложено разбирательство по 2340 гражданским делам в связи с неявкой ответчиков. В случаях подобного злоупотребления процессуальными правами либо умышленного неисполнения процессуальных обязанностей суд вправе привлекать виновных к ответственности. За полгода к административной ответственности за неуважение к суду привлечено 1694 человека. Хочу подчеркнуть, что суды должны решительнее применять меры процессуальной и административной ответственности, чтобы дисциплинировать граждан и сократить количество дел, отложенных по причине неявки участников процесса. Значительное количество дел откладывается слушанием на другие числа из-за некачественного предварительного следствия и досудебной подготовки, что влечет необходимость истребования и получения новых и дополнительных доказательств, назначения и проведения экспертиз, вызова дополнительных лиц в судебное заседание. В отдельных судах нет должной требовательности и спроса с лиц, ответственных за организацию и проведение судебного процесса, своевременное изготовление и вручение извещений, процессуальных документов, не налажен контроль за движением и сдачей дел и материалов после их рассмотрения, выдачей исполнительных документов. Системный контроль и надзор со стороны Верховного суда за обеспечением законности при осуществлении правосудия в общих судах позволяет выявлять и устранять причины волокиты, нарушения требований процессуальных норм, низкой культуры, допускаемых отдельными судьями при рассмотрении конкретных судебных дел. Такие факты выявляются при проверке жалоб и иных обращений граждан, изучении судебной практики, практики работы отдельных судов и судей, наших выездах непосредственно в районные суды для ознакомления с их работой на месте. При установлении фактов волокиты, нарушения норм закона и судейской этики к виновным лицам применяются строгие меры дисциплинарного и иного воздействия, вплоть до освобождения от занимаемой должности. В целом судебная система в нашей стране работает слаженно и обеспечивает качественное и оперативное осуществление правосудия, постоянно совершенствуются формы и методы организации судебных процессов, повышения квалификации судей и других работников судов, направленные на более полную и своевременную защиту прав и законных интересов граждан и государства. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Глава государства не случайно уделяет большое внимание борьбе с бюрократизмом и волокитой в деятельности государственных органов и учреждений.
|
|