БИЗНЕС-ОПТИМИСТЫ
Бизнес-оптимисты
52,8% предпринимателей говорят об улучшении своего финансового положения Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20060123.3/040110241 Институт приватизации и менеджмента провел исследование «Развитие предпринимательства в Беларуси» среди представителей 400 предприятий. Ответы респондентов позволяют составить достаточно полный портрет белорусского бизнеса. СПРАВКА «БелГазеты». 39% опрошенных представляют торговлю и общественное питание, 22,5% - производство, 12% - строительство и др. сектора экономики. Средний возраст опрошенных - 40 лет. 38,5% занимающихся бизнесом имеют высшее экономическое образование, 35,3% - выпускники неэкономических вузов. Штат среднего белорусского предприятия составляет 11-50 человек. Только 5,5% предприятий дают работу более 200 человек: белорусский бизнес в подавляющем большинстве по-прежнему малый. Крупные предприятия проявляют незначительный спрос на товары и услуги малых предприятий или ИП, а без привлечения иностранных инвестиций, кардинальной реформы делового климата динамичное развитие данного сектора будет проблематичным. ОПТИМИСТЫ Белорусский бизнес проявляет безудержный оптимизм. На вопрос об изменении финансового положения предприятия в конце 2005г. 52,8% респондентов ответили «улучшалось». Для сравнения: в 2004г. таких ответов было 45%, в 2003г. - 35,8%. Об ухудшении в минувшем году заявили лишь 10% опрошенных, а 35,8% ответили, что все осталось без изменений. Нефтедоллары, стимулирование внутреннего спроса при жесткой защите рынка от иностранных конкурентов помогли временно улучшить состояние реального сектора. Рост объема продаж 29,8% предприятий объясняют изменением ассортимента товаров и услуг, 20% - повышением платежеспособности покупателей. 59,5% опрошенных прогнозируют улучшение финансового состояния своего предприятия. Об ухудшении заявляют всего лишь 6,3%. Эксперты констатируют наличие в Беларуси неблагоприятного делового климата, проблемы с экономической свободой и защитой прав собственности, но бизнес видит свое будущее практически безоблачным. Этому феномену есть несколько объяснений. В опрос не попадают компании, которые по разным причинам вынуждены были уйти с рынка: мнения людей, работающих на рынке год-два, сильно отличается от «ветеранов». Во-вторых, бизнес смог оптимизировать свои отношения с государством. Общий опыт предпринимательской деятельности опрошенных составляет 9,4 года - достаточно, чтобы иметь «своих» людей практически в любом госоргане. Так неформальные связи снижают издержки госрегулирования. При этом и бизнес, и чиновники не очень заинтересованы в облегчении входа на рынок. Кому нужна лишняя конкуренция? И, наконец, бизнес поражен страхом. Он не доверяет не только журналистам, но и социологам, действуя по принципу «лучше промолчу, чтобы только чего не вышло». Доказательством этого являются ответы на два вопроса - «Как часто руководители частных предприятий вынуждены давать взятки (в любой форме) представителям органов власти?» и «Насколько распространено в Беларуси такое явление, как «откат» при получении выгодных заказов?» На первый вопрос 18,8% респондентов ответили, что такого явления нет, а 4% вообще отказались отвечать. Каждый пятый белорусский бизнесмен слово «взятка» не может даже вслух сказать. На вопрос об «откатах» 25,5% ответили, что такого явления нет, 7% отказались отвечать. При этом 24,3% опрошенных заявили, что «откаты» имеют место чаще, чем при каждой третьей сделке. Эти цифры коррелируют с оценкой теневого оборота компаний, т.е. объема коммерческих операций, которые не проходят по бухучету. 21,5% отвечают, что такого явления нет. ФИНАНСЫ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА 47,5% предприятий не привлекают для финансирования своей деятельности кредиты. Не потому, что заемные ресурсы им не нужны, а потому, что получение кредита - серьезная проблема. Неразвитый финансовый рынок, отсутствие конкуренции среди кредитных учреждений и высокие кредитные риски (как страновые, так и корпоративные) стопорят развитие частного бизнеса. В структуре капитала кредиты свыше одного года составляют всего 7,8%. Львиную долю (70,2%) составляет уставный фонд. Для поддержания бизнеса на плаву этого, очевидно, достаточно, но развитие, завоевание внешних рынков с таким ресурсами едва ли возможно. Тем более что декларируемая рентабельность не позволяет скопить денег для необходимого расширения: 59,9% предприятий имеют рентабельность до 10%, из них 14,3% - менее 5%. Высокоприбыльных (более 50% рентабельности) у нас всего 2,5%. Отдельные политики утверждают, что иностранный бизнес и капиталы нельзя пускать на белорусский рынок, пока отечественные не будут в состоянии на равных конкурировать с Западом и Востоком. Такая точка зрения выгодна только фирмам, получившим от государства эксклюзивное право работать в определенных нишах. Их собственники действительно накопили много денег (по белорусским меркам). Под прикрытием защиты интересов национального бизнеса они претендуют на активы белорусской экономики в рамках номенклатурного междусобойчика. Таблица МЕСТЕЧКОВОСТЬ Характерная черта белорусского бизнеса - местечковость и отсутствие здоровых амбиций. Государство создало деловой климат, при котором рискованно становиться большим частным бизнесом. Устойчивость ограничивается рамками своего региона. Внутренний рынок имеет много черт экономического феодализма: исполкомам выгодно лелеять местных производителей и не пускать столичных или из других областей. При достаточно низкой рентабельности 57% респондентов заявили, что не испытывали нехватки оборотных средств. Начнешь богатеть - начнутся проблемы совершенно иного порядка. 42% в ближайшие год-два планируют расширение своего бизнеса. 21% из них намерены делать это за счет освоения новых видов деятельности, 20,5% - расширения ассортимента, и только 13,3% - за счет поиска новых рынков и каналов сбыта внутри страны, а 10,3% - вне ее. Своими главными конкурентными преимуществами 57% предприятий считают профессиональный трудовой коллектив, 48,3% - знание рынка, умение предвидеть рыночную конъюнктуру и только 39,5% - способность производить конкурентоспособную продукцию. 27% назвали своим главным козырем знание современных рыночных технологий. В Беларуси только около 25% компаний имеют опыт работы на рынках вне СНГ. При сохранении текущей политики так оно и останется. Такой автаркический подход противоречит декларируемым целям вступления в ВТО, создания ЕЭП и зоны свободной торговли с Россией. Как только правительство столкнется с проблемами стимулирования спроса (прежде всего за счет административного роста доходов сверх темпов роста рентабельности), у бизнеса начнутся суровые времена. Сегодня же, несмотря на все противоречия и конфликты (налоги, штрафы, лицензирование, сертификация и т.д.) большая часть предприятий работает в одной упряжке с властями. Самой болезненной проблемой частного белорусского бизнеса являются большие штрафные санкции за ошибки - 3,21 пункта по пятибалльной шкале (5 - серьезная проблема, 1 - не проблема). Следом идут многочисленные проверки контролирующих и налоговых органов (3,18), получение лицензий (3,16), отсутствие гарантий прав частной собственности (3,15) и процедура сертификации (3,15). Наименее значимыми проблемами являются взаимоотношение с местными органами власти (2,66) и недостаток управленческих и экономических навыков у руководителей (2,24). Составлением отчетности для органов госуправления в среднем на предприятии занимается 3,65 человек. На взаимоотношения с ними только руководитель тратит 5,32 часа в день. Такая форма инвестиции времени явно не добавляет предприятию конкурентных преимуществ. ТИХИЙ НАЛОГОВЫЙ БУНТ Среднее частное предприятие платит с выручки 28,6% налогов и платежей. Самая большая проблема - налог на прибыль: так считает 66,8% респондентов. Следом идет НДС (41,5%) и налоги, уплачиваемые с выручки (32%). 32% респондентов «совершенно согласны» и «скорее согласны» с тем, что налоги в стране слишком высокие и полностью платить их в бюджет не обязательно. Только 23% считают, что какие бы ни были налоги, их всего равно нужно платить. 58% респондентов утверждает, что самой большой проблемой, с которой сталкивается предпринимательство, являются высокие налоги. Такое отношение - народный налоговый бунт. Бунт типично белорусский: полная толерантность в отношении тех, кто уклоняется от уплаты налогов. Попытки правительства делать вид, что налоговая система у нас цивилизованная, вызывают иронию. На вопрос «Какой процент из выручки вы считаете справедливым для уплаты налогов в бюджет» респонденты ответили: 13,54%. Так что налоговую нагрузку в стране стоило бы снизить по меньшей мере вдвое, чтобы формировать у людей общественное неприятие неплательщиков. КНУТ И ПРЯНИК Бизнес до сих пор не признал цивилизованных способов представления и защиты своих интересов: 84,5% предприятий не является членами предпринимательских союзов, 43,5% опрошенных никак не готовы содействовать улучшению бизнес-климата в стране, а еще 30,5% готовы поддержать материально союзы предпринимателей только в тех вопросах, в которых они лично сами заинтересованы. При этом на вопрос «Какие виды господдержки необходимы вашему предприятию» самым популярным ответом является «налоговые льготы» (42,8%) и только за ним с большим отставание идет «упрощение и стабильность налоговой системы». Еще 25,3% жаждут льгот по аренде. И только 17,5% говорят, что лучшая форма поддержки - не мешать. Еще 4% утверждают, что в господдержке нет необходимости. Получается, что в Беларуси только каждый пятый занятый в частном бизнесе готов к восприятию настоящего свободного рынка и торговли, понимает бесперспективность госинтервенционизма в любой форме. Требование льгот - это скрытая просьба «поддержите нас, а не наших конкурентов, мы в долгу не останемся». 38,8% респондентов считают, что государство должно оказывать поддержку отечественным производителям, чтобы сохранить рабочие места и не допустить роста безработицы. 46,3% оправдывают госпомощь необходимостью поддержки промышленности и сельского хозяйства. Предприниматели Беларуси вполне допускают госсобственность практически во всех сферах. В подавляющем меньшинстве находятся те, кто считает, что строительство, сельхозземли, СМИ, производство продуктов питания должны быть только частными (до 6% опрошенных). Остальные равнодушны к тому, что государство владеет и распоряжается активами в этих секторах. Доминацию в экономике госпредприятий частники с трудом связывают с дискриминацией частного бизнеса. Сам белорусский бизнес санкционирует и терпимо относится к тем формам деятельности государства, которые создают для него наибольшие проблемы. Но в стране по-прежнему сохраняется большой спрос на предпринимательскую деятельность. 17% однозначно хотят, чтобы их дети были в бизнесе. Еще 31,5% отвечают на этот вопрос «скорее да». Так что далеко еще не все потеряно. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Институт приватизации и менеджмента провел исследование «Развитие предпринимательства в Беларуси» среди представителей 400 предприятий. Ответы респонд
|
|