"Санта Бремор" - имя известное
"Санта Бремор" - имя известное
Почему так успешно работает молодая белорусская компания? Весной 2006 г. будет ровно 5 лет, как в СЭЗ "Брест" открылся завод по производству пресервов СП "Санта Бремор". Начав с ноля, предприятие за столь короткое время успело сделать то, на что многим успешным компаниям требовались десятки лет. Его продукция известна и успешно продается на огромной территории от Сахалина на востоке до атлантического побережья Европы на западе. Можно смело говорить, что торговая марка "Санта Бремор" стала одним из символов новой белорусской экономики. Как этого удалось добиться? Нам представилась возможность расспросить об этом генерального директора СП "Санта Бремор" Александра МОШЕНСКОГО. - "Сельдь от "Санта Бремор"- сегодня звучит привычно. Но скажите, Александр Михайлович, где море с его сельдяными косяками, а где славный белорусский город Брест? - То, что промышленное производство пресервов находится в сухопутной Беларуси, и то, что мы являемся лидером в своей отрасли на территории СНГ, - скорее нонсенс. Пресервы занимают в обороте компании только 20%, но несмотря на то, что СП "Санта Бремор" произвело много новых продуктов и может сделать еще больше, нас запомнят как тех, кто сумел сделать вкусную селедку. И я горжусь тем, что у нас это получается лучше, чем у других. Для этого у компании есть хорошие кадры, опыт. Собрав группу лучших технологов, отрабатываем новые продукты с мировыми лидерами - традиционными центрами переработки рыбы, находящимися в Голландии, Германии, Франции. В результате мы конкурируем не только с ведущими производителями СНГ, но и мира. Сегодня, с одной стороны, рынок пресервов в Беларуси сформировался, с другой - статистика потребления рыбы и морепродуктов невысока. Наша задача и далее бороться за предпочтения потребителей, воспитывать культуру потребления рыбы и морепродуктов, привлекая их приобретать не куриные окорочка, а селедку, рыбные салаты, другие морепродукты. - А как вы оцениваете успешность вывода СП "Санта Бремор" на рынок других продуктов? - Предприятие постоянно расширяет свой ассортимент. Мы не жалеем денег на развитие. Козырь предприятия, наша сильная черта - работа с инновационным продуктом, новыми технологиями. На этом мы заработали свой авторитет. В 2005 г. построили новый завод, с вводом которого компания вошла на высококонкурентный сегмент рыбного рынка - продуктов сурими: крабовых палочек и крабового мяса. Заводы, выпускающие продукты из сурими, есть и в России, и в странах Балтии. Мы уверены, что "Санта Бремор" даст более качественный продукт, чем россияне и прибалты. Технологи "Санта Бремор" год стажировались во Франции, США, Японии. Там же закупалось и оборудование. При выборе технологии производства решили ориентироваться на японцев, обеспечив содержание сурими в готовых продуктах более 30% (в среднем по рынку - 16-18%). По сурими мы входим в пятерку ведущих производителей, задача стоит стать одним из трех. Прошлый год отрабатывали и новые технологии приготовления икры. Освоили икру сельди, трески, начали работать с икрой летучей рыбы, которая обитает в районе морских вод Индонезии и Малайзии и откладывает икру на водорослях. Стали перерабатывать и красную икру, для чего сырье поставляем с Аляски. Начинаем закупать в промышленных объемах в Норвегии охлажденного лосося. Для переработки лосося закупили самое современное оборудование. - Компания "Санта Бремор" ассоциируется не только с рыбопродукцией, но и с мороженым. Как дела обстоят с его производством? - В том, что в дополнение к рыбе решили заняться выпуском мороженого, нет ничего удивительного. Индустрия холода объединяет оба этих продукта: температурные условия производства и хранения рыбы идеально подходят и для мороженого. К тому же сельдь - сезонный продукт. Необходимость занять работников и дилерскую сеть в летний период, а также стремление поддержать примерно одинаковый уровень прибыли на протяжении всего года натолкнули на мысль освоить новую нишу. Как делать продукты качественно, мы уже знали. Первыми стали стаканчики "ТОП", мороженое под торговыми марками "Магия", "Удар", "Мон Ами", "Сокко". Потом был начат новый проект - совместно с крупнейшими белорусскими кондитерскими фабриками "Спартак" и "Коммунарка" начался выпуск мороженого "Аленка", "Спартак", "Коровка", "Грильяж". Так "Санта Бремор" стал первопроходцем и в освоении новых технологий производства и реализации мороженого под ТМ "ЮККИ" в Беларуси и России. Сегодня готовим к сезону новые виды мороженого. - А что еще в числе новинок компании? - Разрабатываем новые виды пельменей и вареников ТМ "Эники-Беники" и "Бабушка Аня". Наладили производство салатов. Сравнительно небольшое, не промышленных размеров, но условия его организации позволяют добиваться стабильного качества. Мысль производить салаты пришла во время путешествия по Европе, где я сталкивался с необходимостью где-то перекусить. Там я увидел, как это удобно, когда, доверяя качеству производителя, имеешь возможность купить 2-3 вида салатов по 200 г, не дожидаясь праздника, когда у нас традиционно делаются эти салаты. На выходе другие новинки. Предлагая их, мы помним, что имеем кредит доверия покупателя, потому выносим тот продукт, за который было бы не стыдно. - Сегодня многие предприятия, работающие на продовольственном рынке страны, взяли на вооружение технологии прямых доставок. Концерн "Белгоспищепром", например, требует такой работы от структур, входящих в его состав. - Мы первыми из производителей обзавелись мобильной сетью транспортной доставки: закупили холодильный транспорт, работающий в режиме заморозки и охлаждения. Представительства СП "Санта Бремор" есть в каждом областном центре, а имеющаяся в наличии сеть автотранспорта (более 250 единиц) позволяет нам самостоятельно осуществлять доставку. Сегодня "Санта Бремор" - это 3 тыс. человек, работающих в производстве, и около 1 тыс. чел. - в розничной торговле и дистрибуции. К созданию сети доставки подтолкнуло недостаточное наличие в стране специализированного транспорта, способного доставить продукцию при сохранении нужного качества. Даже самая прекрасная продукция может потерять свои качества при неправильном хранении и доставке. Например, если в ней содержится майонез, он может "рассыпаться" на составляющие. Без соответствующих температур портится рыба. - Как вам удается влиять на ценовую политику розницы - практически во всех магазинах почти одинаковая, стабильная цена продукции "Санта Бремор"? - Стабильность цен на нашу рыбопродукцию связана с двумя причинами. Когда в 2001 г. только что открывшийся завод СП "Санта Бремор" посетил Президент Александр Лукашенко, он посетовал, что рыба в нашей стране очень дорогая, и поставил задачу сделать ее доступней. Я всегда помню об этом. К тому же СП "Санта Бремор", как и все производители, имеет право корректировать цены на продукцию не более 0,8% в месяц. Сегодня мы устраиваем розничную торговлю по той причине, что даем ей возможность делать оборот. Нужно сказать, что пресервы - выгодная для нее позиция: максимальная торговая надбавка в магазинах составляет 30%. Так что стабильность нашей ценовой политики держится на росте объемов производства и продаж. - Главная задача резидента СЭЗ СП "Санта Бремор" - производство экспорта и импортозамещающей продукции. В какой последовательности вы бы, Александр Михайлович, расположили рынки ваших продаж в зависимости от их объемов? - Всего за рубеж идет 60-65% производимой нами продукции. Основной рынок сбыта - Россия: экспорт в РФ составляет около 5-6млн. USD ежемесячно, и сельдь от "Санта Бремор" там продается вплоть до Курильских островов и Сахалина. Сотрудничаем со всеми форматами торговли, в т.ч. с супер- и гипермаркетами, на которые приходится все большая доля продаж. Например, с сетями гипермаркетов "Метро", "Ашан", "Маркткауф", "Пятерочка", "Перекресток", "Рамстор", "Седьмой Континент", Billa. На втором месте по объемам реализации идет Беларусь. Хорошо развивается и Украина. - Мэр Могилева рассказывал о том, что производители из Бреста для активизации интервенции на российские рынки открывают в Могилеве склады с современными системами логистики. Строите ли вы в восточной части Беларуси свои "перевалочные" базы? - Чтобы быть более удобными для клиентов и сократить свои затраты, мы выстраиваем собственные логистические центры практически во всех областных центрах. В Минске также вскоре войдет в строй такой центр стоимостью 3,5 млн. USD, который будет специализироваться не только на хранении, но и на компоновке, отправке и доставке груза. Его общая площадь составляет 7,5тыс.м2, из них около 5,5 тыс.м2- низкотемпературные и среднетемпературные камеры хранения. Технологии ныне эксплуатируемых хладокомбинатов, их структура отгрузок и коммуникации устарели и нуждаются в модернизации. Строительство логистических центров хранения и отгрузки - это инвестиционная долгосрочная программа, на которую мы тратим средства, заработанные на экспорте. Таким образом, родившись в Беларуси, работаем по всему миру, инвестируем в РБ и налоги платим дома. - Сказался ли на работе предприятия переход на расчет НДС по стране назначения? - Проблем с поставками в Россию не было: экспорт не сократился, т.к. реализацией продукции занимаются наши дочерние предприятия. А вот импорт из Российской Федерации стал меньше, выросла его себестоимость. Более того, из-за невозврата более 300 тыс. USD НДС мы сегодня судимся с российскими налоговыми органами. Пока суд да дело, стали искать альтернативные рынки поставок свежемороженой рыбы и другого сырья. С проблемами возврата НДС столкнулись не только мы, но и другие белорусские импортеры. Таким образом, чиновничий произвол в России мешает формированию экономических отношений, росту товарооборота между нашими странами. Импортеры ищут и находят замену российскому сырью. - А как с экспортом в другие страны? - Развитую сеть дистрибуции, охватывающую крупнейших оптовых и розничных операторов, "Санта Бремор" имеет в Молдове и Украине. Наши экономики много лет были тесно интегрированы, мы имеем схожий менталитет и кулинарные вкусы. Например, Украина, пережив ностальгический период по целой селедке, сделала выбор в пользу такого современного и удобного продукта, как пресервы. Сегодня экспорт на украинский рынок составляет 1,5 млн. USD в месяц. Из стран дальнего зарубежья постоянные поставки идут в США, Израиль, Канаду, Новую Зеландию, Ливан, Германию, Латвию, на Кипр. Сегодня у нас были партнеры одной крупной (годовой улов - около 300 тыс. т рыбы) компании из Гонконга. Они рассказали, что, бывая на российском Дальнем Востоке, всегда покупают селедку "Санта Бремор" для интернациональной команды штаб-квартиры компании в Гонконге. Гости предложили нам "брать на обслуживание" и Гонконг. - Александр Михайлович, удалось ли СП "Санта Бремор" освоиться на рынке Евросоюза? Полтора года назад, давая интервью нашей газете, вы сказали, что "Санта Бремор" работает в рамках временного разрешения Евросоюза и что вы ожидаете получения Беларусью постоянного разрешения на поставку рыбной продукции. - Пока с Евросоюзом работаем в режиме исключения: финального документа нет, но промежуточные решения позволяют нам осуществлять экспорт в отдельные страны. И хотя работаем не с крупными сетями, успели познакомить со своей продукцией потребителей Германии, Голландии, стран Балтии. Наша задача - дать возможность покупателю выбрать. Пусть он сравнивает. Сегодня в службе маркетинга работает гражданин Германии. Мы рассчитываем на то, что он, зная менталитет и психологию граждан ФРГ, поможет нам в маркетинге и сбыте продукции. Так что сегодня уже можно говорить о том, что рынок Евросоюза готов к продукту "Санта Бремор". Об этом свидетельствует и интерес, проявляемый к продукции на крупнейших европейских выставках (Ануга, 2003, 2005 (Кельн), Fish International 2004, 2005, 2006 (Бремерхафен - Германия)), в которых участвовало предприятие. Икра мойвы - это, однозначно, экспортный продукт. Вместе с тем, пока Беларусь не войдет в список стран, из которых разрешен экспорт в страны ЕС, говорить о чем-то большем, нежели разовые поставки, не получается. Контрагентам при такой схеме работать очень сложно, потому что приходится получать разрешения на каждую партию. Над проблемой выхода в ЕС белорусских экспортеров рыбопродукции сегодня работает Минсельхозпрод, Госстандарт и МИД. - С 1 октября 2005 г., после вступления в действие Указа Президента РБ от 9.06.2005 г. №262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь", несколько изменилась деятельность резидентов СЭЗ. И вполне закономерно, что рыбная продукция "Санта Бремор" попала в перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон. А смогло бы СП "Санта Бремор" выжить на рынке без резидентского статуса? - Возможность работать в СЭЗ позволяет нам конкурировать с мировыми производителями и предприятиями СНГ почти на равных, если учитывать то, что мы живем в сухопутной стране. У соперничества с российскими конкурентами свои особенности. Например, заводы Калининградской области, традиционно являющейся зоной переработки рыбной продукции, играют по правилам организованной там СЭЗ. При этом они имеют и логистическое преимущество - соседство порта. Мы за счет льгот по ввозу сырья компенсируем затраты на транспорт и логистику. Переработчики Санкт-Петербурга также за счет расположения непосредственно у порта и рынка сбыта экономят на транспорте и логистике. У московских заводов - свои преимущества. Находясь в столице, они эффективно используют административный ресурс, а также близость рынков сбыта. Украина вообще отменила пошлины на рыбу и морепродукты, создав тем самым прекрасный инвестиционный климат. С появлением "Санта Бремор" в нашей стране появилась крупная рыбная промышленность. Предприятие обеспечивает сегодня не только отдельно взятый регион: Брест, Брестскую область, Беларусь. Мы поставляем продукцию вплоть до Владивостока и в производстве пресервов, икры лидируем на постсоветском пространстве. - А есть ли угроза предприятию от свертывания СЭЗ? - Об угрозе мне сложно говорить. Я вижу в правительстве здравомыслящих людей, понимающих, что интересы бизнеса и государства лежат в одной плоскости. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему так успешно работает молодая белорусская компания?...
|
|