21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Живая история завода

25.08.2009 21:34 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Живая история завода

Александр ЧЕРНУШЕВИЧ
Фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ

В биографии каждого человека есть события, которые не забываются. Жизнь ветерана Минского автозавода Антона Михайловича Баранова наполнена воспоминаниями о родном предприятии. Еще бы! Без малого сорок лет он был связан с коллективом МАЗа

В небольшой квартирке на улице Лазо тепло и уютно. Передвигаться в ней хозяину тяжеловато - все-таки 90 лет ему исполнилось недавно.
- Конечно же, трудно, - вздыхает Антон Михайлович. - Но я редко бываю дома один. Только родни у меня шестнадцать человек: сыновья, невестки, внуки да правнуки. Не забывают старика. Мне ведь так охота пообщаться.
Два раза в неделю к Баранову наведывается Елена Денисенко из Территориального центра социального обслуживания населения Заводского района: продукты принесет, в аптеку за лекарствами сходит, приберет в квартире. Кстати, Елена Александровна - один из лучших соцработников столицы. Не случайно два года назад она была удостоена почетного звания «Минчанин года». Не забывают Антона Михайловича и его бывшие коллеги. Вот и на его юбилей Валентина Ивановна Бегун и Галина Григорьевна Болотина из совета клуба «Ветеран» Минского автозавода пришли к нему не с пустыми руками - подарок принесли да сладкий стол накрыли.
- Он же почти двадцать лет в наш совет входил, - говорит Валентина Ивановна. - Баранова все знают как живую историю завода. Беречь таких, как Антон Михайлович, надо.

От Рыбинска до Минска - Мне уже было тридцать лет, и я многое успел повидать, - вспоминает Антон Михайлович. - Незадолго до начала войны из Рыбинска, где не мог тогда найти работу и с продуктами было неважно, приехали вместе с женой в подмосковное Ступино. Здесь устроился механиком на авиазавод. Когда немцы подошли к Москве, эвакуировался в Куйбышев.
На фронт Антон Михайлович попал неожиданно, ведь у него, как и у всех специалистов, работавших на военном предприятии, была бронь.
- Нелепо вышло: как-то возвращался поздно домой с работы, меня остановил патруль, потребовал документы. А я их в другом пиджаке оставил. Так что разговор со мной был коротким, по законам военного времени. Через пару недель оказался в Германии, под городом Ренау.
Но бои уже заканчивались, так что стрелку Баранову повоевать пришлось недолго.
- Все закончилось на Эльбе, где наши войска встретились с союзниками. Сейчас смотрю кинохронику: все такие радостные, братаются, водку, виски разливают по стаканам…
«Маркой МАЗа мы всегда гордились»
Впрочем, картины победных торжеств Баранову пришлось наблюдать недолго. Вскоре, по просьбе директора московского автозавода ЗИС Ивана Лихачева, он был откомандирован в столицу. Там поработал всего два года. В Минск Баранов приехал с группой специалистов Московского автозавода (ныне имени Лихачева) в 1947 году. Город понемногу вставал из руин, а в Красном урочище росли цеха будущего белорусского автогиганта.
- Завод в Минске еще строился, - рассказывает Антон Михайлович. - Идешь утром на смену, а рядом по мостовой под конвоем пленных немцев ведут. Они тогда содержались в бараках на нынешней улице Кабушкина. Использовали их в основном для строительства цехов. Сам же я поначалу работал механиком.
Помнит Баранов выпуск первых пяти МАЗов.
- Детали для их компрессоров делали, - не без гордости сообщает ветеран. Чувствуется, что этим он очень гордится. - А еще монтировали переднюю ось, задний мост. Собственно, собирать тогда «МАЗ-200» и «МАЗ-205» больших сложностей не представляло: большинство комплектующих для сборки доставлялись из Ярославля. Бывало, двигателей завозили так много, что они подолгу стояли запакованными вдоль дороги возле цехов. Нам же оставалось монтировать коробку передач, кардан, редуктор, задний мост, компрессор…
В 1953 году автозаводцы получили задание от Министерства лесной промышленности. Надо было разработать модель лесовоза. И вскоре появилась полноприводная машина, получившая индекс МАЗ-501. Заместителем начальника цеха тяжелых машин (чуть позже, лесовозов. - Прим. авт.), где они выпускались, в это время работал Антон Баранов.
- Ой, нелегкая это работа, - вздыхает Антон Михайлович, словно завтра ему надо спешить к проходной. - Ведь все на тебе сходится: и радость успехов, и горечь неудач. Но я счастлив тем, что рядом со мной были «больные» общей нашей работой люди. Да и на руководство МАЗу всегда везло. Один только генеральный директор Иван Михайлович Демин, великолепный специалист, чего стоил. Не зря ему звание Героя Социалистического Труда присвоили. Без него МАЗ не был бы МАЗом. А ведь помню, когда он еще энергетиком на заводе начинал…
Еще несколько должностей довелось сменить Антону Михайловичу. В 1957 году он стал начальником цеха лесовозов, а уже вскоре был назначен заместителем начальника производства. До выхода на пенсию в 1986 году Баранов возглавлял бюро технического контроля. Пришлось тогда помотаться по Союзу. Если какая-нибудь рекламация на завод придет, тут же на место происшествия выезжал: от Заполярья до южных республик.
- Я, правда, серьезных случаев неисправности машин не припоминаю, - говорит Антон Михайлович. - Чаще всего поломки в них происходили не по нашей вине. Поэтому маркой МАЗа мы всегда гордились.
«Мне до всего есть дело» По отцовским стопам пошли три его сына: они свой трудовой путь начинали тоже на автозаводе. К сожалению, как и супруги Антона Михайловича, одного из них уже нет в живых. Чуть было второй раз не женился Баранов, говорит, хорошая была женщина. Видно, не судьба: забрала ее тяжелая болезнь.
Знакомые Антона Михайловича помнят его как заядлого рыбака да грибника. У него для этой тихой охоты специальные местечки были облюбованы - реки Припять и Случь да леса неподалеку от Березино. Любил покопаться под капотом своего «Москвича», тем еще докой был, мог его по винтикам с завязанными глазами разобрать и собрать. А еще слыл он книгоманом. Выписывал все популярные издания, постоянно пополнял домашнюю библиотеку.
- Эх, зрение стало плохим, - жалуется Антон Михайлович. - На пенсии в самый раз почитать, времени хватает, но не получается. А вот телевизор смотрю регулярно. В интересное время живу. Вот скоро выборы президента. Голосовать буду за Лукашенко: я поддерживаю то, что сделано им в стране и какую политику он ведет. Чего еще хочется? Глянуть бы на наши МАЗы. Ведь их модификаций сейчас столько, сколько мне никогда и не снилось. Хотя бы один разок…

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В биографии каждого человека есть события, которые не забываются. Жизнь ветерана Минского автозавода Антона Михайловича Баранова наполнена воспоминани
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика