Кто поддержит «дистанционного учителя»?
Кто поддержит «дистанционного учителя»?
Вернувшись из гомельской командировки и заглянув через некоторое время на сайт программы «Дистанционное обучение в Беларуси» (http://dl.gsu.unibel.by), обнаружил совсем свежее подтверждение того, что услышал от ученых Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины – разработчиков этого уникального проекта. Подведенные в конце марта итоги Белорусской республиканской олимпиады по информатике 2006 года говорили о привычной уже тенденции: среди одиннадцати школьников, завоевавших дипломы первой степени, шестеро представляли Гомельскую область. Примерно то же наблюдалось и в минувшем году, когда команда набрала в полтора раза больше зачетных баллов, чем ближайшие преследователи. На международных олимпиадах по информатике из 28 медалей, завоеванных белорусскими школьниками с 1997 года, 10 принесли юные гомельчане. Как видим, о случайности речи не может быть. Система дистанционного обучения, которая помогла им достичь такого успеха, действительно совершенно другой уровень подготовки. В отличие от компьютерного тестирования, при котором машина способна оценить лишь краткий формализованный ответ, она буквально за руку ведет ученика к знаниям, по достоинству оценивая способность к творческому поиску. — Нам удалось автоматизировать все этапы процесса обучения программированию, что позволяет сотням школьников и студентов одновременно общаться с таким «учителем» через web-сайт или e-mail в реальном масштабе времени, — поясняет автор проекта доцент кафедры математических проблем управления ГГУ Михаил Долинский. – Весь учебный материал в программе распределен по курсам, каждый из которых содержит соответствующий теоретический материал и задачи. Подписавшись на курс, пользователь получает доступ к теории и соответствующим ей задачам, а по мере освоения материала он перемещается в новые разделы и к более сложным упражнениям. Диалог с центральным сервером позволяет получать дополнительную информацию, если предмет дается с трудом, анализировать ошибки. При этом программа работает так, что развивает самостоятельность, умение думать. Скорость усваивания материала при использовании системы дистанционного обучения полностью соответствует способностям и подготовленности ученика, поэтому ею довольны и лидеры, и отстающие, студенты университета и школьники. Удобна она и тем, что постигать материал можно в любое устраивающее вас время. Интересна система и учителю, поскольку освобождает его от рутины. Находясь у своего монитора в другой аудитории или учебном корпусе, он может следить за всеми действиями своих подопечных и выборочно приходить на помощь тем, у кого возникли проблемы. При этом на разъяснения уходит минимум времени, так как на все трудные случаи в программе есть соответствующие ресурсы. Таким образом, в поле зрения преподавателя оказывается гораздо больше учеников, в подготовке которых возникли пробелы, и он быстрее подтягивает их к приемлемому уровню. Больше внимания достается и участникам олимпиад по информатике, которые решают задачи повышенной сложности. Важно, что разработанная система дистанционного обучения позволяет одновременно проверять задания, выполненные на языках программирования как высокого, так и низкого уровня, анализировать решение шахматных и математических задач, оценивать разработки в области проектирования цифровых систем и многое другое. Благодаря всем этим достоинствам программного обеспечения Михаил Долинский имеет возможность эффективно проводить занятия на четырех курсах университета. И еще у него остается время на преподавание информатики и подготовку школьников к олимпиадам по информатике на базе 27-й средней школы Гомеля, где занимается сборная команда области и школьники, претендующие на место в компьютерной элите. Именно эта школа, расположенная, к слову, совсем рядом с университетом, первой в республике взяла на вооружение систему дистанционного обучения. Сюда на специальные занятия регулярно приезжают «компьютерные фанаты» со всего города и даже из ближайших к Гомелю районных центров. И приезжают не напрасно. Для многих знания, полученные с помощью такого экзотического пока средства, стали уже пропуском в вузы. Например, для Алексея Лобанова, который сделал свой выбор еще в седьмом классе и с тех пор каждое воскресное утро встречал в поезде Жлобин – Гомель, чтобы успеть на встречу с полюбившимся предметом. В итоге, став призером международной олимпиады по информатике, он без экзаменов поступил в этом учебном году в Белгосуниверситет. Созданная гомельчанами система – единственная в республике и, по мнению специалистов, одна из лучших в мире. Она пользовалась успехом на многих выставках, в том числе дважды на международной ярмарке в Ганновере, ее охотно демонстрируют преподавателям информатики, которые часто собираются на семинары в 27-й школе. Но до сих пор о повсеместном внедрении своего детища ученые могут только мечтать. Дело в том, что работать система может только тогда, когда компьютеры, за которыми сидят школьники, связаны сетевой инфраструктурой с сервером, расположенным в университете. Прозорливости и решимости пойти на такие расходы хватило только у руководства 27-й школы. Впрочем, ученые считают, дешевле и полнее решить проблему можно не за счет энтузиазма отдельных директоров школ, а в том случае, если развивать систему коммуникации в масштабах всего города. Подсчитано, что для этого достаточно примерно десятой части тех средств, которые были вложены в компьютеризацию местных учебных заведений. Кроме того, систему дистанционного обучения необходимо постоянно развивать и поддерживать, а для этого нужно предусмотреть соответствующие расходы, которые пока не заложены в бюджет образования. Студенты и аспиранты университета делают это совершенно бесплатно – готовят почву для того, чтобы в систему можно было автоматически вводить больше разнообразной учебной информации. Но когда речь пойдет о создании специальных курсов не только по информатике, но и другим дисциплинам, для чего потребуется привлекать учителей-предметников, то без оплаты этой масштабной работы обойтись уже не удастся. В любом случае, считают разработчики системы, за такими средствами обучения будущее, и вкладывать деньги в отечественный программный продукт нужно своевременно и последовательно. Ведь когда возникнет острая необходимость, а возникнет она обязательно и скоро, тратиться придется все равно. Но уже на дорогое зарубежное программное обеспечение, и сразу. Да еще примерно такие же расходы потребуются на его адаптацию. Понятно, что первый вариант гораздо предпочтительней. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
|
|