НАЙТИ И ЗАМЕСТИТЬ
Найти и заместить
Государство поддерживает высокотехнологичное производство унитазов и раковин Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20060508.18/040100241 Невозможно спрогнозировать, как каждый из нас будет действовать в роли инвестора и потребителя. А вот Совмин осмеливается решать, что лучше для нас не на день или месяц, а на пять лет вперед. Госпрограмма импортозамещения на 2006-10гг. - это очередной документ эпохи дефицитной, затратной и экологически вредной экономики. Опыт сотен стран показал вредность и несостоятельность мер тарифного и нетарифного регулирования по защите внутреннего рынка. От самоизоляции особенно страдают малые открытые экономики, к числу которых относится Беларусь. К сожалению, нам в очередной раз навязывают бизнес-планы, авторами которых являются не конкретные бизнесмены, рискующие своими деньгами, а безымянные чиновники, привычно лоббирующие выделение огромных сумм под старые личные и производственные связи. Абсурд программы импортозамещения начинается с того, что она увязывается с Программой развития промышленного комплекса Беларуси на 1998-2015гг. Где еще найдешь страну, в которой бюрократам-мюнхгаузенам позволено так вольготно распоряжаться бюджетными ресурсами и навязывать структуру экономики? Весь документ построен на ложном тезисе о том, что группа экспертов и политиков может на долгие годы вперед определить: производственную программу валообразующих организаций; долгосрочные конкурентные производства страны; оптимальный баланс импорта и экспорта. По мнению авторов Программы, замещение поставок для валообразующих организаций «позволяет сохранить базовый подход к развитию открытой экономики». ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ: 2001-05ГГ. Совмин декларирует, что в рамках госпрограммы импортозамещения 2001-05гг. было завершено 247 импортозамещающих проектов. Странное какое-то получается замещение, если в 2006г. на них и на новые бизнес-планы предусмотрено выделение Br663,86 млрд. (Br67 млрд. - бюджетные деньги) и $24,49 млн. Мало того, что бюджет потратил сотни млн. денег налогоплательщиков для оказания помощи конкретным предприятиям, так ему нужно ежегодно доплачивать за поддержание этих проектов на плаву. Минпром отчитался освоением производства тракторов мощностью 150 и 155 л.с. (работа МТЗ). Гомельский станкостроительный завод отрапортовал пятикоординатными сверлильно-фрезерно-расточными станками с ЧПУ для обработки деталей со сложными криволинейными поверхностями. РУП «Вистан» порадовал круглошлифовальными станками. МАЗ в рамках программы импортозамещения произвел городские и междугородные автобусы. Могилевский автомобильный завод расширил ассортимент за счет бульдозеров с поворотным отвалом мощностью 350 л.с. Минский подшипниковый завод разродился подшипниками качения, а концерн «Планар» - протезом-корректором клапана сердца. НАН представила целых одиннадцать новых технологий для сельского хозяйства. О степени их новизны можно судить по названиям: технология приготовления плющеного зерна, мобильная шланговая установка для поверхностного внесения жидких стоков. Оказывается, в XXI в. деньги можно списывать даже под производство сухих завтраков, очевидно, считая это hi-tech’ ом. Неужели фактор использования местного сырья сразу же переводит товар в категорию высокотехнологичного? В ОАО «Керамин» организовано производство высококачественных сантехнических изделий современного дизайна. Приехали, господа: в XXI в. белорусское правительство поддерживает высокотехнологичное производство по выпуску унитазов и раковин! Таким образом, потребители получают рост цен на качественный импорт и ограничение ассортимента. Вместо поддержки реальных новых технологий или соцпрограмм бюджетные ресурсы идут далеко не бедным лоббистам. Такая помощь запрещена правилами ВТО, но нас там нет, и, похоже, попасть туда никто особо не стремится. Всего в рамках госпрограммы импортозамещения произведено импортозамещающей продукции на $1,98 млрд., из которых на экспорт поставлено на $865 млн. А ведь изначально хотели заместить импорт внутри страны! Несмотря на программу, импорт товаров в 2000-05гг. увеличился на 93%, составив $16,7 млрд. Правительство потому сбрасывает со счета издержки потребителей, импортеров и бюджета, что в стране производится то, что дешевле и эффективнее было бы купить за рубежом. Будь в Беларуси благоприятный инвестиционный климат, властям вообще не надо было бы отвлекать бюджетные ресурсы на поддержку корпоративных проектов. Деньги, технологии, рабочие места и рынки сбыта обеспечили бы сами инвесторы. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ-2006: ОТ СВИНЬИ ДО КОБЫЛЫ В перечень проектов импортозамещения на 2006г. вошли такие экзотические бизнес-проекты, как создание «белорусской крупной белой породы свиней», разработка «автоматизированной установки для выпойки телят», «формирование в республике генофонда пород зарубежных лошадей». В ближайшие пять лет в список для замещения может попасть любой товар, который потребители покупают охотнее, чем его отечественные аналоги. Беларусь не собирается либерализовывать торговлю, выравнивать условия хозяйствования для белорусов и иностранцев. Программа будет использовать целый ряд стандартных инструментов поддержки. При этом сам Совмин, признает, что «в настоящее время в республике статус иностранных инвестиций определен как дополняющий внутренние источники финансирования для обеспечения притока в страну новых технологий и оборудования для повышения качества и конкурентоспособности продукции, увеличения производства, расширения экспорта и импортозамещения ». С таким подходом не видать нам новых внешних рынков как своих ушей. В 2006-10гг. деньги будут выделяться на строительство ГЭС и ТЭЦ на местных видах топлива, нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии. Наибольший рост удельного веса местных видов топлива отводится дровам и древесным отходам, торфу. К 2012г. Совмин предполагается довести долю местных ресурсов в энергобалансе страны до 25%. Планируется освоить производство газетной бумаги, ДСП и ДВП средней плотности типа МДФ. Легпром получит деньги для освоения производства новых видов тканей, а строители - для производства высокотехнологического кирпича, утеплителей, окон и дверей, пенопласта и разных сухих смесей. Перед аграрниками ставится задача заместить импортные зерно (твердую пшеницу), продукты переработки картофеля, овощей, фрукты и ягоды, растительное масло, сахар, белково-витаминные ингредиенты для производства комбикормов. Складывается впечатление, что за редким исключением в Программу включили все, что импортируется в Беларусь. Законодательная «крыша» получена - наступает время конкретных бизнес-проектов в бюджете каждого года. Чиновники знают, как набивать себе цену. Нет сомнений, что полученные ресурсы пригодятся конкретным заводам и их руководителям. Есть большие сомнения, что от такого перераспределения ресурсов Беларусь станет на путь устойчивого развития. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Невозможно спрогнозировать, как каждый из нас будет действовать в роли инвестора и потребителя. А вот Совмин осмеливается решать, что лучше для нас не
|
|