Фондовый рынок отрегулировали
Фондовый рынок отрегулировали
Вексельный - окончательно усовершенствовали В минувшую пятницу, 28 апреля, Президентом были приняты указы №277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" и №278 "О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь". Примечательно, что согласно преамбуле Указ № 277 направлен на усиление госрегулирования рынка ценных бумаг и совершенствование законодательства по вопросам его функционирования. В Указе № 278 преамбула как таковая отсутствует. И не удивительно: такого рода "совершенствование вексельного оборота", на наш взгляд, приведет к полному исчезновению данного инструмента в Беларуси. Однако обо всем по порядку... Указ Президента от 28.04.2006 № 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" вступает в силу с 1июля т.г. Рассмотрим подробно основные нововведения: 1. Указом разграничены полномочия по регулированию отношений на рынке ценных бумаг между правительством и Нацбанком. Так, Нацбанком по согласованию с уполномоченным республиканским органом госуправления, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, устанавливается порядок выпуска, обращения и погашения ценных бумаг Нацбанка и коммерческих банков (банковской сберегательной книжки на предъявителя, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов), Совмином - всех иных ценных бумаг. Объективности ради отметим, что такой порядок существовал и ранее, хотя и не был закреплен нормативно. 2. Документом определено, что с 1 января 2007 г. РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" (далее - РЦДЦБ) является центральным депозитарием ценных бумаг в Беларуси. Кроме того, с 1 июля 2007 г. депозитарную деятельность будут вправе осуществлять только юрлица, у которых размер собственного капитала (чистых активов) составляет в эквиваленте не менее 300 тыс. EUR (за исключением банков, ОАО "БВФБ" и РУП "РЦДЦБ"). Принятие вышеуказанных норм приведет к значительным изменениям в депозитарной системе страны. Они означают упразднение с начала следующего года Центрального депозитария Нацбанка, отвечающего за депозитарный учет государственных ценных бумаг. Следовательно, подлежит переработке и вся нормативная правовая база, регламентирующая порядок осуществления депозитарных операций. В отношении небанковских депозитариев второго уровня можно прогнозировать их значительное сокращение и соответственно "передел" рынка депозитарных услуг. Кроме того, учитывая, что с введением в действие со 2 августа Закона "О хозяйственных обществах" в депозитарную систему вольются и акции ЗАО, масштабная замена депозитариев эмитентами будет неизбежна. При этом не следует забывать о том, что в период передачи реестров акционеров новым (оставшимся) депозитариям процесс переводов ценных бумаг в результате сделок, формирования реестров акционеров для проведения общего собрания и т.п. будет затруднен. 3. В Указе установлены требования к эмитентам в части принятия мер по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, а также определен круг лиц, которым эмитент вправе предоставлять такую информацию (организациям, осуществляющим аудит эмитента, государственным органам, юридическим или физическим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами, в т.ч. судам (судьям) по делам, находящимся в их производстве, а также по исполнительным документам, прокурору или его заместителю, с санкции прокурора или его заместителя - органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам, КГК и его органам, налоговым органам, нотариусам - для совершения нотариальных действий, а также республиканскому органу государственного управления, осуществляющему государственное регулирование рынка ценных бумаг). Ранее указанные требования были установлены только в отношении депозитариев (ст. 6 Закона "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь"). Закрепление такой нормы в отношении эмитентов является справедливым с точки зрения необходимости возложения ответственности за разглашение указанной выше информации на всех, кто имеет к ней доступ. 4. Указом определено, что решение вопросов о приобретении эмитентом акций собственного выпуска относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. При этом установлен закрытый перечень целей такого приобретения: последующая продажа либо безвозмездная передача государству; последующее пропорциональное распределение среди акционеров; последующая продажа инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом эмитента, прошедшим государственную комплексную экспертизу; аннулирование. Таким образом, процесс выкупа акций на баланс становится контролируемым процессом и предотвращает скупку акций, например, директоратом АО с последующей продажей сторонним лицам в ущерб самому обществу. В то же время выкуп собственных акций на баланс является удобным инструментом для самого общества для осуществления своего рода котировки собственных акций, а также служит защитным механизмом при возникновении угрозы враждебного поглощения компании. Однако необходимо признать, что в условиях практического отсутствия вторичного рынка акций решение перечисленных выше проблем не является актуальным. 5. Законодательно установлен термин "закрытая информация" и определен круг лиц, ею обладающих (руководящие работники эмитента, а также лица, входящие в состав его коллегиальных органов управления и контроля; работники аудиторских организаций, осуществляющие аудит эмитента; иные лица, имеющие доступ к такой информации в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора). Установлено, что такие лица не вправе отчуждать ценные бумаги в течение 6 месяцев со дня их приобретения, а также передавать такую информацию третьим лицам, в противном случае данные сделки признаются ничтожными. Данное нововведение не является абсолютно новым и уже частично закреплено в Законе "О ценных бумагах и фондовых биржах". В то же время признание таких сделок ничтожными закреплено в законодательстве впервые. 6. Указом расширены способы обеспечения обязательств по облигациям. Помимо залога, предусмотренного Законом "О ценных бумагах и фондовых биржах", возможно использование также поручительства либо банковской гарантии. В то же время ограничено имущество, которое может выступать обеспечением облигаций с залогом (только ценные бумаги и (или) недвижимое имущество). Детально регламентирована процедура залога при выпуске облигаций. Так, если предметом залога по облигациям являются ценные бумаги в бездокументарной форме, то для фиксации возникновения, обременения (ограничения) залогом прав на такие ценные бумаги в соответствующий депозитарий представляется копия свидетельства о госрегистрации выпуска облигаций. Ценные бумаги в документарной форме могут являться предметом залога по облигациям только при условии хранения таких ценных бумаг в депозитарии. Если предметом залога по облигациям является недвижимое имущество, то дополнительно к документам, определенным в соответствии с законодательством, в организацию по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в качестве документа, служащего основанием для регистрации ипотеки и договора об ипотеке, представляется копия свидетельства о госрегистрации выпуска облигаций. При этом договор залога между эмитентом и владельцем ценных бумаг может не заключаться, а в качестве сведений об их первоначальном залогодержателе указывается государственный регистрационный номер выпуска облигаций, а также то, что залогодержателями являются владельцы таких облигаций. ... ВЕКСЕЛЬНЫЙ - ОКОНЧАТЕЛЬНО УСОВЕРШЕНСТВОВАЛИ Указ Президента от 28.04.2006 №278 "О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь", вступающий в силу с 1 июля т.г., структурно можно разделить на несколько частей - ограничения, представление информации, взимание гербового сбора и штрафные санкции. Остановимся на каждой из них подробнее. 1. Ограничение первое - участники вексельного рынка. Указом определено, что на территории Беларуси вправе выдавать, акцептовать, оплачивать простые и переводные векселя, а также индоссировать и давать аваль: - от имени Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц - Президент или Совет Министров в случаях, установленных Президентом; - Нацбанк, иные банки, включенные в перечень банков РБ, имеющих право обязываться по векселю, утверждаемый Нацбанком по согласованию с Президентом; - другие юрлица РБ, кроме организаций, финансируемых из бюджета; - международные организации, иностранные государственные органы и организации, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства на территории РБ. Таким образом, не все банки, а только избранные смогут участвовать в вексельном обращении. Ограничение второе - обеспеченность и "должники". В соответствии с Указом не допускаются выдача, индоссирование и авалирование простых и переводных векселей, не обеспеченных денежными средствами и иным имуществом лица, у которого в связи с этим возникают обязанности по векселю. Более того, осуществление права выдавать простые и переводные векселя, их копии и экземпляры переводного векселя, индоссировать и авалировать простые и переводные векселя, а также акцептовать переводные векселя приостанавливается, если приостановлены операции юрлиц по их счетам и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Таким образом, вексель, активно используемый для сокращения задолженности, в том числе и предприятиями, операции по счетам которых были временно приостановлены, перестанет быть для них инструментом как таковым. Ограничение третье - объем обязательств. Установлены ограничения на объем обязательств по выданным, индоссированным и авалированным простым и переводным векселям, а также акцептованным переводным векселям для: - юрлиц (кроме банков) - не более стоимости чистых активов за вычетом стоимости имущества, на которое наложен арест, рассчитанной на первое число месяца, в котором осуществляются выдача, индоссамент и авалирование простых и переводных векселей, а также акцепт переводных векселей; - банков - не более 50% собственного капитала. 2. Указом установлены "драконовские" правила представления информации участниками вексельного рынка. Так, юридические и физические лица обязаны в течение 3 рабочих дней (!), следующих за днем оплаты, выдачи, другой формы передачи или получения векселя, его экземпляра или копии, в целях изменения права собственности или иных вещных прав представить в РУП "РЦДЦБ" документ, подтверждающий реквизиты соответствующего векселя и (или) его копий, экземпляров переводного векселя (включая индоссаменты и авали на этих векселях, копиях и экземплярах), копии договора об отчуждении векселя, его копий и экземпляров, а также акта их приемки-передачи или другого документа, подтверждающего факт получения, передачи или оплаты векселя, его копии и экземпляра. Причем перечисленные документы должны быть нотариально заверены! Предпочитаем оставить данную норму без комментария. Дополнительно Указом определено, что в двухмесячный срок со дня официального опубликования настоящего Указа обязаны представить в РУП "РЦДЦБ" информацию: - юридические и физические лица - о неоплаченных выданных, индоссированных или авалированных ими до 1 июля 2006 г. простых и переводных векселях, сроки платежа по которым не истекли, а также о подлежащих оплате копиях простых и переводных векселей, экземплярах переводного векселя; - законные векселедержатели выданных до 1 июля 2006 г. на территории Беларуси простых и переводных векселей, сроки платежа по которым не истекли, а также подлежащих оплате копий простых и переводных векселей, экземпляров переводного векселя - о названных векселях, копиях и экземплярах. 3. За осуществление операций с векселями, их копиями, а также экземплярами переводного векселя взимается гербовый сбор. Установлены также и объекты обложения данным сбором: - передача и получение простых и переводных векселей, их копий и экземпляров переводных векселей в целях изменения права собственности или иных вещных прав на них, в т.ч. при выдаче, индоссировании, авалировании простых и переводных векселей, их копий и экземпляров переводных векселей; - предъявление к оплате составленного (выданного), индоссированного или авалированного в Беларуси простого или переводного векселя, его копии и экземпляра переводного векселя, информация о которых не представлена в РУП "РЦДЦБ". Согласно Указу гербовый сбор уплачивается в республиканский бюджет не позднее рабочего дня (!), следующего за днем выдачи, авалирования или предъявления к оплате, передачи и получения простых и переводных векселей, их копий и экземпляров переводных векселей, по ставке: - 0,1% налоговой базы, за исключением случаев выдачи копий простых и переводных векселей, экземпляров переводных векселей, передачи международным организациям, иностранным государственным органам и организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства и получения от них простых и переводных векселей; - 15% (!) налоговой базы при передаче международным организациям, иностранным государственным органам и организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства и получении от них простых и переводных векселей; - 20% налоговой базы при выдаче копий простых и переводных векселей, экземпляров переводных векселей; - 25% (!) налоговой базы составленного, индоссированного или авалированного в Беларуси простого или переводного векселя, его копии и экземпляра переводного векселя, информация о которых в нарушение требований настоящего Указа и других актов законодательства не представлена в РУП "РЦДЦБ". В отношении последнего сбора не совсем понятно, как, например, пятое лицо в вексельной цепочке узнает о том, передавалась ли ранее информация в РУП "РЦДЦБ" и ответственно ли оно за это. 4. Указом предусмотрены 4 вида штрафных санкций: - за выдачу, акцепт, оплату простых и переводных векселей, а также индоссирование и дачу аваля лицами, которые не имеют права на это, либо за выдачу простых и переводных векселей, их индоссирование или авалирование без обеспечения имуществом - штраф в размере вексельной суммы; - за выдачу простых и переводных векселей, их копий и экземпляров переводного векселя юрлицами, операции по счетам которых приостановлены, либо за индоссирование или авалирование этими лицами простых и переводных векселей, акцептование ими переводных векселей - штраф в размере вексельной суммы; - за превышение юрлицами объема обязательств по выданным, индоссированным, авалированным простым и переводным векселям и акцептованным переводным векселям - штраф от 10 до 50% суммы превышения; - за непредставление, несвоевременное представление юридическими и физическими лицами в РУП "РЦДЦБ" нотариально заверенных документов - штраф в размере от 20 до 50% вексельной суммы; 5. В заключение Указом дано поручение правительству в трехмесячный срок внести в Палату представителей проект закона о внесении в Уголовный кодекс изменений и дополнений, предусматривающих уголовную ответственность за выдачу и участие в обороте простых и переводных векселей, необеспеченных денежными средствами и иным имуществом, в т.ч. имущественными правами либо другими отчуждаемыми правами, имеющими денежную оценку; подписанных лицами, не способными обязываться по ним; содержащих подложные подписи, в т.ч. поддельные подписи или подписи вымышленных лиц, или подписи, которые по любому иному основанию не могут обязывать лиц, поставивших их или от имени которых вексель подписан; за принуждение к выдаче векселей или за указание плательщиком в переводном векселе лица, не имеющего средств для его оплаты; за совершение иных общественно опасных деяний, связанных с векселями. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вексельный - окончательно усовершенствовали...
|
|