“Окно” с перспективой расширения
“Окно” с перспективой расширения
Регистрировать бизнес стало быстрее, удобнее, но не проще С 1 июня регистрация, перерегистрация, а также внесение изменений в учредительные документы субъектов хозяйствования осуществляются по принципу “одного окна”. По информации Международной финансовой корпорации, введение нового порядка позволит сократить затраты субъектов хозяйствования на регистрацию примерно на 21% (прежде всего за счет сокращения объема нотариального засвидетельствования документов), а объем выручки субъектов малого и среднего бизнеса увеличится на 25 млн. USD в год за счет того, что они начнут деятельность раньше в среднем на 16 дней. О том, как действует новый механизм, рассказывает начальник регистрационно-правового отдела управления регистрации и лицензирования Мингорисполкома Роман ЛЕШКО. — Роман Валерьянович, давайте попытаемся буквально по пунктам назвать основные новшества, внесенные в систему госрегистрации субъектов хозяйствования. — Вступивший в силу 1 июля Декрет президента РБ от 10 апреля 2006 г. № 6 “О внесении дополнений и изменений в Декрет президента РБ от 16 марта 1999 г. № 11" кардинально изменил существовавшую до настоящего времени процедуру регистрации субъектов хозяйствования. Первое — сократились сроки государственной регистрации. Со дня подачи всех необходимых документов она осуществляется в 20-дневный срок. После этого в течение 10 рабочих дней осуществляется постановка на учет во всех уполномоченных органах. Одновременно со свидетельством о госрегистрации регистрирующий орган выдает и документы о постановке на учет МНС пo г. Минску, минского горуправления Фонда социальной защиты населения, мингоруправления статистики и филиала “Белгосстраха” по г. Минску. Также к компетенции регистрирующего органа отнесена выдача разрешения на право изготовления печати. Таким образом, за месяц субъект хозяйствования получает полный пакет документов, позволяющий ему реально начать деятельность. Ранее на все это уходило нередко по три месяца и больше. В данной процедуре реализован принцип “одного окна” в области государственной регистрации. Более подробную информацию можно получить в нашем управлении или на сайте Мингорисполкома: www.minsk.gov.by — Один из читателей “БР” сообщил редакции, что сотрудница отдела райисполкома не приняла учредительные документы, поскольку в уставе не были перечислены все основания ликвидации общества. Вы считаете такие требования правомерными? — В соответствии с декретом, регистрирующий орган осуществляет проверку учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства. По ситуации с читателем “БР” могу предположить, что в уставе он упомянул несколько оснований ликвидации, но не все. Практика регистрирующих органов в этой части такова: в уставе либо делается соответствующая запись “ликвидация общества осуществляется в соответствии с законодательством”, либо перечисляются все основания ликвидации, причем в той формулировке, которая содержится в соответствующем нормативно-правовом акте. Хочу также отметить, что мы постоянно анализируем практику регистрационной работы, выявляем проблемные вопросы и с помощью Мин-юста, который в сфере госрегистрации выполняет функции методологического органа, оперативно на них реагируем. Так, например, был решен вопрос о преобразовании унитарного предприятия в общество. Закон на этот счет не содержит четких указаний, некоторые регистрирующие органы считали, что напрямую такая “операция” невозможна, а надо идти, например, путем продажи УП. Обобщив поступающие запросы, мы обратились с соответствующим запросом в Минюст, и его специалисты дали разъяснение о возможности преобразования, что для субъектов хозяйствования, конечно, гораздо удобнее и дешевле. — Расскажите, пожалуйста, о типичных ошибках, встречающихся в учредительных документах. — Как ни странно, прежде всего это технические ошибки. Путают имена, фамилии, паспортные данные учредителей и т. д. На втором месте стоят ошибки, связанные с юридическим адресом. Например, не указывается номер занимаемого помещения, а это требуется. Без такой детали у двух субъектов хозяйствования получаются полные совпадения адресов, что является основанием для отказа в госрегистрации. Также довольно широко распространены ошибки при указании видов деятельности в соответствии с классификатором. В частности, отсутствует указание на лицензируемые виды деятельности, в результате чего субъекту хозяйствования в последующем отказывают в выдаче лицензии. — Ошибок, недоразумений было бы гораздо меньше, если бы этим занимался профессиональный юрист-хозяйственник. Но работники регистрирующих органов часто идут на принцип и не допускают участия юриста в процессе сдачи регистрационных документов. — Декрет № 6 (п. 22) установил четкий порядок приема документов для государственной регистрации. Документы представляются учредителями или участниками, индивидуальным предпринимателем лично, а в определенных случаях руководителем или должностным лицом организации. При этом профессиональное юридическое сопровождение при подготовке представляемых документов регистрирующим органом приветствуется. — Отказ в приеме документов на регистрацию может быть оспорен в суде? — Понятие отказа в приеме документов законодательством не закреплено. Может быть только отказ в государственной регистрации при обнаружении соответствующих оснований. Именно данный отказ может быть оспорен в судебном порядке. — Как сегодня организована работа государственных органов, “завязанных” на процесс регистрации? Для них эта процедура стала значительно сложнее и дороже? — Порядок взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами госуправления и иными органами по вопросам госрегистрации субъектов хозяйствования определен в Постановлении Совета министров от 26 мая 2006 года № 668. Во исполнение данного документа заместителем председателя Мингорисполкома утвержден график взаимодействия Управления регистрации Мингорисполкома и МНС по г. Минску, минского горуправления Фонда социальной зашиты населения, мингоруправления статистики и филиала “Белгосстраха” по г. Минску, которым четко оговаривается: кто, куда и в какое время приходит, какие документы забирает и возвращает. Мы имеем дело только с городскими организациями, а они потом уже “распыляют” документы у себя — получается небольшая пирамидка, функционирующая пока без каких-либо сбоев. Для выполнения технической работы мы получили несколько дополнительных ставок, штат специалистов остался прежним. Что касается удорожания процедуры для государства, то могу назвать такую цифру: бюджет нашего управления на второе полугодие увеличился примерно на 20%. — Роман Валерьянович, и все же, согласитесь, “одно окно” пока раскрыто как бы не полностью, часть регистрационных процедур, включая согласование наименования, учредители по-прежнему выполняют самостоятельно. — И согласование наименования в Министерстве юстиции, и, допустим, подача сведений о руководителе и главном бухгалтере субъекта хозяйствования в налоговую инспекцию — все эти действия не предполагалось включать в рамки “одного окна”. При существующих требованиях к регистрации еще больше расширить “окно” невозможно. Чтобы сделать в этом направлении следующий шаг, необходимы существенная либерализация всего регистрационного законодательства, отказ от ряда требований, предъявляемых как к самой процедуре, так и к учредителям. Идеальным было бы, конечно, перейти к заявительному принципу регистрации. Такие идеи высказываются, и, думаю, рано или поздно мы к этому придем. Основные регистрационные затраты сегодня связаны с нотариальным удостоверением учредительных документов. Предполагается, однако, что они в ближайшее время будут значительно уменьшены. По сообщениям СМИ, проект соответствующего указа президента уже подготовлен. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С 1 июня регистрация, перерегистрация, а также внесение изменений в учредительные документы субъектов хозяйствования осуществляются по принципу “одног |
|