ЧЕРНОБЫЛЬ ДО МИНОР
Чернобыль до минор
В Минске прошла премьера «Реквиема» Летора Виктор МАРТИНОВИЧ http://www.belgazeta.by/20060703.26/360070141 Один литературный герой как-то задался вопросом о том, зачем Богу понадобилось являться людям в безобразном человеческом теле, когда гораздо более подходящей формой была бы совершенная мелодия. 20 июня в Белгосфилармонии прозвучала мировая премьера мелодии, являющейся концентрированной формой выражения скорби по всем тем, кто умер и еще умрет из-за катастрофы на ЧАЭС. Иногда музыкой можно сказать куда больше, чем словами. История появления чернобыльского «Реквиема» необычна. По заказу правительства Франции его написал французский композитор Брюно Летор. Предполагалось, что премьера «Реквиема» состоится именно в Беларуси. Правда, от первоначального замысла - провести ее в районах, пострадавших от ЧАЭС, - пришлось отказаться. Площадкой для первого исполнения стала сцена Белгосфилармонии. Чернобыльский «Реквием» получился мультикультурным. Французскую мелодию исполняли белорусские музыканты - Государственный академический симфонический оркестр и Государственная академическая хоровая капелла. Жанр современной европейской классической музыки у нас настолько редкий, что приобщиться к нему проще в Париже или Берлине. Текст вокальных партий не был канонической «секвенцией» (сложившимся сотни лет для католических реквиемов эталоном). Композиционно «Реквием» сочетал в себе элементы католической и православной музыкальных традиций. Причем православные песнопения исполнялись на русском языке без оркестрового сопровождения, католические - на латинском и с музыкой. Прозвучали партии и на белорусском. Сам г-н Летор, присутствовавший на премьере, признался журналистам, что перед написанием произведения изучил множество православных литургий. Перед исполнением к собравшимся обратился посол Франции в Беларуси Стефан Шмелевский. «В 20-ю годовщину катастрофы в Чернобыле много говорили, но его недостаточно оплакивали», - произнес г-н Шмелевский фразу, заметно зацепившую зал. Именно поэтому, по словам посла, Франция выступила с инициативой«отразить духовный масштаб» произошедшего, создав «Реквием», посвященный «всем прежним, настоящим и будущим жертвам катастрофы». Уходя со сцены, г-н Шмелевский попросил не аплодировать ему. Зал притих. В зазвучавшей со сцены музыке было все, кроме гармонии и покоя. «Реквием» Брюно Летора можно описать следующим образом: представьте себе классическую вокальную партию (скажем, Ave Maria ), исполняемую большим, в несколько десятков голосов, хором. И точно в тот момент, когда начинаешь думать, что звучащее произведение - обычная ровная «классика», мелодия вдруг замирает на месте, на одной ноте. «Повисев» так несколько десятков секунд, она либо срывается в жесткую какофонию, когда все музыкальные инструменты с максимальной громкостью начинают играть в диссонанс, либо просто плавно «расходится» в сторону - каждый из исполнителей начинает «гнуть» свою мелодическую линию. При этом фирменной «фишкой» Летора является нестандартное использование оркестровых ударных. Так, в одной из частей «Реквиема» пульс мелодии прерывался странным щелканьем - это барабанщик со всей дури лупил палочкой о палочку. Еще одна часть начиналась с тихой партии ударных, которую сопровождали ритмичные щипки на струнных. Получилось задумчиво и очень красиво. Главное же свойство «Реквиема» - его пронзительная беспросветность. В нем нет исполненных надежды мажорных частей вроде Hostias или Sanctus в «Реквиеме» Моцарта. Леторовский «Реквием» - это смесь острой печали моцартовской Lacrimosa и минорной динамики моцартовского Kyrie. И, думается, это объясняется не только тем, что в моцартовские времена композиторы верили в лучшую жизнь после смерти, а современная европейская культурная ситуация происходит из концепции смерти Бога. Когда леторовский «Реквием» взорвался в последний раз и внезапно, на выдохе, закончился, почему-то вновь вспомнились слова Шмелевского - о том, что «Реквием» посвящен не только прошлым, но и будущим жертвам чернобыльской катастрофы. Не отсюда ли драматизм? Ведь если задуматься, 20 июня в Белгосфилармонии прозвучал первый за всю мировую историю «Реквием», просящий об упокоении тех, кто еще не умер… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Один литературный герой как-то задался вопросом о том, зачем Богу понадобилось являться людям в безобразном человеческом теле, когда гораздо более под
|
|