Разложим по полочкам
Разложим по полочкам
Советские стереотипы мешают европеизации Беларуси После распада СССР и социалистического лагеря вряд ли кто-либо мог предположить, что расположенная в географическом центре “большой Европы” Республика Беларусь на рубеже тысячелетий получит ярлыки “аутсайдера европейской интеграции”, “черной дыры Европы” и т. д. Ольга КАРАЧ, депутат Витебского горсовета Однако Беларусь выбрала именно этот вариант развития общества. Несмотря на объективные условия для расширения сотрудничества Беларуси с объединенной Европой, на первый план выдвинулся субъективный фактор, влияние которого свело к минимуму достижения народной демократии начала 90-х. Этот субъективный фактор — выбор белорусского общества. Белорусское общество находится в переходном состоянии. Серьезным препятствием для выбора пути развития страны является невысокий уровень национального самосознания, недостаточное уважение к национальной культуре и языку со стороны части населения Беларуси. Существенной проблемой остается болезненное преодоление в общественном сознании белорусов стереотипов, навязанных во времена Российской империи и СССР. Значительной части граждан независимой страны тяжело сознавать, что они живут уже не в крупной империи, которую знали и боялись в мире, а в среднем европейском государстве. Ощущение “коллективного превосходства”, существовавшее в советский период, вытеснилось ощущением “коллективного пессимизма”, отсутствием веры в будущее своего государства, идеализацией либо категорическим неприятием стиля жизни других стран. Феномен коллективного Противоречий общественного сознания в современном белорусском обществе наблюдается достаточно много. Но мы сейчас говорим не о факторах, влияющих на тот или иной выбор общества, а о феномене коллективного сознания белорусов и проблеме его трансформации. Объяснения этому феномену, думаем, смогут дать эксперты, аналитики, ученые. Наиболее яркими чертами современного коллективного сознания белорусского общества, с которыми нам ежедневно приходится сталкиваться в практической работе, являются: 1. Мифологизация бытия. Белорусское общество постоянно создает “мифы” — искаженные и ложные понятия о реальности. “Мифы” основаны на фактах, но в основе их лежит какой-то устойчивый, как правило, советский, стереотип. 2. Идеологизация. Белорусское общество не оперирует фактами — оно оперирует своими представлениями об этих фактах. В результате само понятие “независимая, объективная информация” сегодня становится невостребованным — коллективное сознание жаждет “идеологем” — набора штампов на все случаи жизни. Общество боится (отвыкло, не хочет) иметь выбор. Прежде всего, выбор в сфере информации, благодаря которому информация, полученная из разных источников, сравнивается, и человек вынужден размышлять, анализировать, определять свои взгляды (вкусы, предпочтения). Поэтому любые общественно-политические влияния на коллективное сознание белорусов осуществляются в форме борьбы противоположных “идеологем”. Коллективное сознание постоянно делегирует свое право выбора ярко выраженному лидеру, который взял бы на себя функции защиты его материальных интересов и волевой мобилизации. Данный процесс отражается в том числе и в отсутствии политических слухов, хотя стоит отметить, что ситуация на протяжении последних месяцев несколько изменилась. Общество не распространяет слухи ни об участниках политических процессов, ни о самих процессах, что значительно осложняет и без того разорванные каналы коммуникации между представителями коллективного сознания и представителями различных политических сил. 3. Самоограничение. Белорусское общество нацелено на постоянное самоограничение прав представителей данного общества. Представителями власти на данный момент пишутся законы (распоряжения, указы), основанные на принципе “все, что не разрешено, то запрещено”, то есть составляются различного рода списки вещей (действий, схем поведения), которые “разрешены”. Представители оппозиции как полноценная часть общества также постоянно ограничивают себя в правах (хотя, скорее всего, это является защитной реакцией на ограничения власти). 4. “Раздвоение” коллективного сознания, к которому приводят мифологизация и идеологизация. Общество живет как бы в двух параллельных мирах, которые практически никогда не пересекаются. В одном мире носители коллективного сознания белорусов живут стабильно, богато, они уверены в завтрашнем дне. Во втором мире царствует страх во всех его проявлениях — от страха смерти до страха быть смешным. 5. Авторитет должен быть один. Коллективное сознание белорусов из-за отсутствия выбора авторитетов не в состоянии воспринимать несколько авторитетов, равных друг другу. Авторитетов не может быть два или больше. Любые другие авторитеты нещадно изгоняются и преследуются самими носителями коллективного сознания. Зациклились на масштабах Коллективное сознание белорусов, кроме того, характеризуется эмоционально-чувственным восприятием, образностью, сосредоточенностью на масштабных, глобальных проблемах, склонностью к размышлениям, которые не всегда заканчиваются поступками, нерешительностью в выборе конкретной альтернативы, импульсивностью. Представитель коллективного сознания испытывает значительные затруднения при необходимости перевести образы в рациональную форму, в конкретные решения. В отношениях с окружающими он высказывает потребность в близких контактах, понимании со стороны окружающих, эмоциональной вовлеченности. При угрозе конфликта часто предпочитает уступить, сохранив нормальные взаимоотношения, которые для него являются приоритетными. Испытывает дискомфорт, когда возникает необходимость в переработке информации. Как правило, сам не может установить волевой режим и работать самостоятельно. Но при понимании ясных алгоритмов поведения резко повышает активность в деятельности. “Нечтогрязное” геройство Отношение к участникам политических процессов, да и к самой политике как сфере жизнедеятельности человека двойственное. С одной стороны, политика воспринимается как “нечто грязное”, с другой — налицо поиски обществом “идеального политика-героя”, борца за народ, былинного богатыря. Причем политик изначально не воспринимается коллективным сознанием как командный игрок. В представлении белорусов политик — это всегда герой-одиночка, который борется с “темными силами”, олицетворяющими его конкурентов. Такое представление о политике в коллективном сознании, безусловно, не способствует развитию полноценного диалога между различными политическими силами — мало того, часто делает его невозможным. Диалог с носителями других политических взглядов воспринимается большинством как слабость и неуверенность в своих силах, а соответственно, любые переговоры неосознанно блокируются. Существует ряд неписанных правил и установок, которые управляют коллективным сознанием и, соответственно, влияют на итоги политических кампаний. В целом в представлении коллективного сознания закон можно определить как “набор понятий”, чаще всего противоречащих законодательству Республики Беларусь. Жизнедеятельность представителей коллективного сознания происходит в строгом соответствии с их “понятиями”. В то же время коллективное сознание четко делит все общество на “своих” и “чужих” и четко регламентирует схемы поведения в отношении этих двух групп. При этом носители коллективного сознания не отдают себе отчет в наличии “двойных стандартов” для данных групп, они воспринимают такое деление как естественное и справедливое. Детская болезнь Особенность восприятия государства и представителей государства заключается в том, что функции конкретной деятельности и волевой мобилизации являются “слабыми”, находятся, выражаясь языком Э. Берна, на уровне “ребенка”. Давление на такие точки вызывает к жизни “детское начало” и, в первую очередь, обращение к “старшему” — государству, то есть к его представителям. Это проявляется в абсолютном доверии к абстрактному представителю государственной власти и значительно осложняет любую популяризацию ценностей, которая происходит вне русла государственной идеологии. При этом часто конкретный представитель власти параллельно вызывает резко негативное отношение и отторжение. Такое восприятие напрямую зависит от статуса данного представителя: чем выше его статус во властной иерархии, тем выше к нему доверие коллективного сознания. Таким образом, чиновник, находящийся внизу “вертикали”, испытывает на себе двойное давление — давление общества и давление от вышестоящих коллег, что мотивирует его активно добиваться более высокого социального статуса во властной иерархии. Особенностью восприятия коллективным сознанием негосударственного сектора Беларуси является понятие “общественной легитимности”, причем оно отличается от понятия “государственной регистрации”, а иногда даже прямо противоречит ему. “Общественная легитимность”, то есть признание обществом права на существование, не гарантирует регистрации в органах власти, равно как и регистрация не гарантирует общественной легитимности. Коллективное сознание выражает свое признание либо непризнание конкретного общественно-политического явления или политической силы различными методами. Самые характерные методы демонстрации “непризнания” — это донос на представителя “нелегитимной” организации, немотивированная агрессия, в том числе и физическая, унижение и насилие во всех его видах. Гендерный аспект коллективного сознания белорусов, с одной стороны, наиболее изучен различными исследователями, с другой стороны, при всей изученности он остается исключительно на теоретическом уровне, не находит своего выражения в конкретных политических шагах (стратегиях, программах) и не влияет на общественно-политическую мысль. В коллективном сознании женщина позиционируется исключительно как “вдохновительница мужчины-политика”, но при этом политический выбор за себя и своего партнера чаще всего делают непосредственно женщины-избиратели. Причем критерием успеха чаще всего женщина избирает именно социальный статус своего мужа, но никак не свой. Это приводит к тому, что в Беларуси отсутствуют сильные публичные политики-женщины национального уровня. А женщины-политики, которые все же играют значительную роль в общественно-политических процессах, предпочитают оставаться в тени. ...Если бы старость могла Специфика протекания общественно-политических процессов начала 90-х гг. привела к тому, что в Беларуси выросло целое поколение молодых по возрасту политиков, но при этом имеющих 7-10 лет практического опыта политической борьбы и считающих себя взрослыми политиками. Поскольку в коллективном сознании белорусов присутствует определенная двойственность восприятия молодости как категории, с одной стороны, приветствуется энергичность и активность, с другой — принижается политический опыт, а молодость ассоциируется с неопытностью. Налицо внутренний конфликт, который пока еще также находится в процессе осмысления. Из всего сказанного следует: 1) процессы, протекающие в коллективном сознании белорусов, требуют серьезного изучения с различных сторон, поскольку недостаточный учет данных феноменов осложняет процесс европеизации белорусского общества и принятие белорусами европейских ценностей; 2) необходимо развивать стратегии, корректирующие особенности коллективного сознания и ускоряющие процесс трансформации советских и постсоветских ценностей и схем поведения в европейские; 3) необходима популяризация европейских ценностей (с учетом обозначенных особенностей коллективного сознания белорусов). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
После распада СССР и социалистического лагеря вряд ли кто-либо мог предположить, что расположенная в географическом центре “большой Европы” Республика
|
|