Как заказать технику в Сети и не стать жертвой мошенников?
Как заказать технику в Сети и не стать жертвой мошенников?
Мы все чаще покупаем через Интернет дорогую технику: телевизоры, фотоаппараты, холодильники, стиральные машины... Это удобно и быстро. И чаще всего дешевле, чем в обычном магазине. Но у сетевой торговли свои нюансы. Избежать реальных проблем с виртуальными покупками читателям КП помогает заместитель гендиректора магазина цифровой электроники Тимофей Шиколенков.
Что должно вас насторожить? 1. Название сайта заканчивается на .com, .net или любые буквы кроме by. Для регистрации в зоне by нужно заключить договор, указав паспортные данные и реквизиты организации. То есть владельца такого магазина могут вычислить. А в зонах .com и .net может завести сайт любой. Плюс - если вы попытаетесь заказать товар с российского или американского сайта, у вас ничего не выйдет. Вам его просто не привезут, ведь доставка в большинстве таких магазинов работает только на пространстве России или стран Евросоюза, США и Канады. СОВЕТ: Проверьте, зарегистрирован ли на самом деле такой домен. Для этого можно зайти на страничку tld.by и ввести в окошко название сайта (без www и by). Вам ответят, занят ли кем-то такой домен. Персональная информация о том, кому и какое время он принадлежит, к сожалению, не находится в Беларуси в открытом доступе. 2. В разделе «Контакты» указан e-mail, зарегистрированный на бесплатном почтовом сервере (mail.ru, yandex.ru,и т.п.), а в качестве контактного телефона предлагается номер мобильного телефона; нет реквизитов и названия юридического лица. СОВЕТ: Признак «правильного» магазина - полные реквизиты продавца, наличие форума или гостевой книги, где есть не только хвалебные отзывы. 3. Цены на технику, которую предлагают, гораздо ниже рыночных - в 1,5 - 2 раза. Держать такие низкие цены может только кампания, которая не платит налоги, не выдает кассовые чеки, старается закупать нерастаможенный, нелегальный товар, из бракованных партий, с недействительными гарантийными талонами. СОВЕТ: Сравните цены на одну и ту же модель в разных интернет-магазинах (с помощью priceterra.by, shop.open.by, shop.by, kosht.by, onliner.by). Удержитесь от соблазна покупать у фирмы, которая резко выделяется дешевизной. 4. Лучше всего, если вам предлагают выбирать из двух вариантов оплаты: наличными курьеру или безналичный расчет через банк. Если магазин не торгует по безналу, это может означать, что у него нет счета в банке и фирма вообще не зарегистрирована. Не забудьте, подыскивая товар, что в Беларуси web-money и любые другие формы электронных денег под запретом. Так что предложение совершить в них оплату пропускайте мимо ушей. СОВЕТ: Все приличные виртуальные магазины имеют реальные торговые точки с витринами и должны указывать их адреса на сайте. Есть постановление правительства РБ 2004 года: если магазин торгует сложной техникой, он должен иметь реальный демонстрационный зал со складом. В Интернете можно сложную технику демонстрировать, рекламировать, выставлять на неё цены, но приехать вам за ней придется в магазин. - Покупатель должен прийти в магазин, проверить исправность техники и лишь затем ее купить, - сообщила 11 августа на пресс-конференции в Минске начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Беларуси Людмила Петраковская. Кстати, сейчас как раз готовится проект нового постановления, которое должно упорядочить торговлю в Интернете. На пресс-конференции Минторговли было заявлено, что новый акт будет защищать права потребителя и стремиться к легализации и идентификации интернет-магазинов.
Какие документы должен выдать курьер после оплаты техники? - Товарный чек, кассовый чек, гарантийный талон. Если этого набора нет, вы имеете полное право отказаться от покупки. На кассовом чеке указана организация, название которой не имеет ничего общего с магазином? Насторожитесь: бывает, что фирмы меняют юридические лица, оставляя за прежними все обязательства. Вместо заказанной модели привезли другую. Как поступить? - Вы отказываетесь получать товар, и платить за него не нужно. Что делать дальше - решать вам. Можете потребовать правильного исполнения заказа в этом магазине, а можете больше не иметь с ним дела. Можно ли отказаться от товара, который уже привезли? - В этом случае вы обязаны оплатить стоимость доставки. Но если вы этого не сделаете, судиться из-за пары тысяч с вами вряд ли будут. А если заказ доставили не полностью? - Вы вправе отказаться от всего заказа или от той части, что вам не доставили. Надо ли проверять технику в присутствии курьера? - Проверьте внешний вид, комплектацию и правильность заполнения гарантийного талона. Выяснить сразу работоспособность товара вряд ли возможно. Недаром в коробку с аппаратурой обычно вложена просьба «прежде чем использовать устройство, ознакомьтесь с инструкцией». Если на улице мороз, то технику не стоит включать в ближайшие два часа. Если с гарантией все о`кей, отпускайте курьера и разбирайтесь с техникой не спеша.
Что делать, если кухонный комбайн из интернет-магазина не заводится? Возвращать покупку! Обычно ее можно отвезти в офис продавца (вот тут-то и «попадают» по полной программе те, кто рискнул отдать свои деньги магазину, у которого даже адрес на сайте не указан!). Как бороться с магазином, который отказался менять технику или возвращать деньги? Пишите претензию на имя руководителя магазина и вручайте сотруднику магазина. Себе оставьте копию, сотрудник должен в ней расписаться. Можно еще сделать запись в жалобной книге - она должна быть у каждого магазина и предъявляться по первому требованию. Если в течение 10 дней магазин не направил вам никакого ответа или вы попросту не смогли найти концов и сделать запись в жалобной книге, обращайтесь в отдел по защите прав потребителей в Министерстве торговли. Это действенный способ воздействовать на тех, кто ведет нечестную торговлю в Сети. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы все чаще покупаем через Интернет дорогую технику: телевизоры, фотоаппараты, холодильники, стиральные машины… Это удобно и быстро. И чаще всего деш
|
|