Спагетти и «рожки» наделали немало переполоха. Правительство рассматривало программу развития отрасли и, проанализировав цифры, сделало вывод: отрасли–то собственно уже почти нет. Из 110 — 115 тысяч тонн продаваемых в стране макаронных изделий на родине производится только 15 тысяч, причем две трети — неважного качества, поскольку оборудование на крупнейшем профильном предприятии в Борисове полностью изношено. «Боримаку» решено дать кредит на закупку итальянских машин. Но для того чтобы отечественные «ракушки» да лапша, как записано в программе развития, отвоевали через 2 года половину, а в перспективе — три четверти белорусского рынка, одного только высокого качества продукции мало. Не исключено, понадобятся квоты, разнарядки и прочие механизмы прямого административного вмешательства в коммерческую деятельность магазинов. На эту мысль меня навела... посылка.
Вообще–то в газеты чаще пишут письма, а тут, в стандартном фанерном ящике лежали две пачки макарон–«граммофонов» с припиской: «В качестве документального подтверждения качества выпускаемой нами продукции, прикладываем ее образцы. Будем рады, если они вам понравятся. С уважением, по поручению коллектива из 54 человек генеральный директор ИЧУПП «Смак» Игорь Хаткевич».
Семь лет назад в Витебске появилось частное предприятие, способное изготавливать 300 — 400 тонн макарон в месяц, кстати, на итальянском оборудовании. Выпускает же втрое меньше. Почему? Развозить продукцию по магазинам маленькой фирме накладно. Доверить товар оптовым базам — значит, оплату ждать годами. А местные магазины не берут.
Повод для отказа — слишком дорого. Причина — монополия. Какая такая монополия, скажет мне дотошный читатель, — 85 процентов магазинов страны приватизировано, у них разные хозяева. Да, но в последние годы в крупных населенных пунктах появляются торговые точки с одним названием. Это частная сбытовая сеть. Одиночке нынче очень трудно плыть в бурном товарном потоке. Поставщики облюбовали гипермаркеты, где крутится море народу. И можно позволить большие скидки в цене, которые компенсируются за счет оборота. С целью выжить стали объединяться выкупленные коллективами или частниками продмаги. Скажем, в Витебске два таких объединения–монстра, которые контролируют более 100 магазинов областного центра. Директор одного из них однажды сказал «Смаку» — «нет». И вот уже несколько лет твердо держит слово, торгуя любыми другими макаронам, только не местными.
Хотя в Минторге подтверждают, что качество витебских макарон соответствует иностранным аналогам. Более того, предприятие выпускает так называемые граммофоны для фаршировки. Уж не знаю, сколько стоит килограмм таких макарон зарубежного производства в Витебске, но в гипермаркетах Минска гигантские итальянские макаронины стоят дороже мяса — 12 — 15 тысяч рублей за полкило. Смаковские — в 10 раз дешевле.
В эти макаронные перипетии я посвятила заместителя начальника управления торговли Витебского горисполкома Инессу Егорову. «Ну и что же вы хотите? Чтобы мы заставили одного хозяйствующего субъекта покупать продукцию другого?» — ответила она. Да, действительно, какой–то нерыночный ход.
«Но мы устали стучаться в организации розничной торговли, — утверждает заместитель директора фирмы «Смак» Елена Ризо, — где нам открытым текстом говорят: «На вашей продукции можно заработать максимум 30 процентов (это предельная торговая надбавка, утвержденная Минэкономики), а на импортной — 50 и даже 100 процентов». Цепочки поставки макарон, да и других ходовых продуктов в страну из России непрозрачны. Эксперты считают, что довольно распространенным явлением стали «откаты» — своего рода премия торговым работникам, а по сути дела, взятка за то, чтобы твой товар появился на прилавке, а еще лучше — был заметнее других».
...После этого я совсем по–другому взглянула на ассортимент наших магазинов. В одном, например, наименований тридцать майонеза, но львиная доля — либо российские, либо частных фирм, причем среди ингредиентов указан модифицированный крахмал. Звоню товароведу, почему, мол, нет в продаже продукции «гормолзавода N». «Разбирают», — говорит. «Так закажите больше». — «Да, конечно, мы обязательно учтем ваши пожелания», — слышу вежливый ответ. Но ни завтра, ни послезавтра купить запрашиваемый продукт в этом магазине мне не удается. Ассортимент устойчив, как скала.
Может, на заводе какие проблемы? «Что вы! — Восклицает коммерческий директор и тут же просит не называть ее фамилию (а то как бы вообще не перестали брать товар). — После модернизации, на которую затрачены большие кредитные ресурсы, мы выпускаем молочную продукцию принципиально нового качества, но, к сожалению, в город привозят аналогичный товар 44 иногородних и иностранных поставщика. Он порой хуже, но продается. Сама не раз наблюдала: молока нашей марки в торговом зале нет, стоит завозное. Но, допустим, человеку нужно купить его на ужин. Не будет же он, уставший после работы, колесить в поисках по городу. Возьмет какое есть. К сожалению, товар нам навязывает не только реклама, но и торговля, по своему усмотрению формируя ассортимент. А мы бы рады продавать молока, майонеза гораздо больше, от этого зависят наши прибыль и зарплата. Но часто магазины отказываются от сотрудничества или сокращают заказы, мотивируя это отсутствием спроса».
Как выяснилось, проблемы с продвижением товара на рынке есть у минских хлебопеков (сейчас очень модны собственные хлебопекарни при магазинах), мясников и кондитеров. Не появятся ли они и у тех двух макаронных заводов мощностью 20 тысяч тонн, которые планирует построить Правительство, решая проблему потерявшейся отрасли? Хотя, казалось бы, что такое макароны? Мука да вода. А глянешь глубже — не счесть проблем.
Компетентное мнение
Людмила Петраковская, начальник управления организации торговли Минторга:
— Министерство торговли в первую очередь заинтересовано, чтобы в магазинах и гипермаркетах продавался отечественный товар. И чтобы впредь не было разговоров о том, что наши предприятия отказываются брать на реализацию белорусскую продукцию, принимаем жесткие меры. Сейчас идет подготовка нормативного акта, который максимально исключит подобные ситуации.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.