Государство заинтересованоСергей ЗАБОЛОТЕЦ, заместитель председателя Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь: - Сергей Макарович, недавно начала работу пятая сессия Палаты представителей. Сколько законопроектов в парламентском портфеле, какие из них вы считаете наиболее важными? — На первом пленарном заседании сессионная повестка была сформирована из 44 вопросов, а в ходе сессии дополнена еще 5 законопроектами. По мере готовности будем включать в повестку сессии и другие вопросы. В профильных комиссиях дорабатывается к рассмотрению примерно столько же нормативных правовых документов. Так что на сессии идет довольно интенсивная и напряженная законотворческая работа. Что касается содержания законопроектов, то они охватывают широкий спектр тем государственного строительства, национальной безопасности, укрепления правопорядка, борьбы с преступностью, реального сектора экономики, образования, природопользования, социальной защиты и направлены на ускорение развития страны и повышение качества жизни. Если говорить о законодательных инициативах широкого общественного звучания, то я выделил бы, прежде всего, ряд законопроектов второго чтения. Это проект Таможенного кодекса, проекты законов «О противодействии экстремизму», «О высшем образовании», «О рекламе», а также востребованные жизнью поправки в ряд действующих законов — «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О дорожном движении», в законодательство по судебно-правовым вопросам и в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности. Немало резонансных законопроектов и в блоке первого чтения. Это прежде всего проекты Бюджетного кодекса и Кодекса о земле, законопроекты «Об ипотеке», «Об опросах общественного мнения», поправки в закон «О воинской обязанности и воинской службе», в некоторые законы о проведении выборов и референдумов, в блок законов образовательной сферы, в уголовное законодательство и законодательство по вопросам денежно-кредитной политики. Законопроекты о поправках в некоторые законы по вопросам проведения выборов и референдумов и о противодействии экстремизму уже одобрены депутатами на прошедших пленарных заседаниях. В ходе сессии мы также уделим большое внимание рассмотрению законопроектов о ратификации международных договоров и соглашений, что укрепит нормативный правовой фундамент для взаимовыгодных отношений Беларуси с другими государствами. Главным вопросом станет, конечно же, проект закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год». В его разработке вместе со специалистами Министерства финансов и Совета Министров активно участвовали многие депутаты Палаты представителей. По данному вопросу проведены два расширенных заседания постоянной комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике. Кроме этого, в составе межведомственной комиссии группа депутатов готовила предложения по упрощению налоговой системы. Подключение депутатов к разработке бюджета на начальной стадии его подготовки позволило нам более детально проследить формирование конкретных цифровых показателей и достигнуть предварительных договоренностей с правительством. Это очень важно, так как, внося те или иные предложения и отстаивая их, надо учитывать возможности нашей экономики. Законопроект о бюджете еще проходит согласование, после чего будет внесен в Палату представителей. - Среди названных вами документов широкого общественного звучания есть и новые законодательные инициативы экономического характера. Какие законопроекты, непосредственно работающие на экономику, предполагается рассмотреть? — Примерно треть законопроектов, находящихся в графике подготовки, имеют прямое отношение к хозяйственному законодательству или регулируют вопросы, касающиеся экономики. Кроме уже упомянутых, я отметил бы законопроекты об изменениях и дополнениях в Инвестиционный кодекс, в некоторые законодательные акты о предпринимательской деятельности, о совершенствовании отношений в таможенной сфере, деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, вексельного обращения, выпуска и обращения ценных бумаг. Следует, полагаю, назвать уже принятые поправки в Кодекс об административных правонарушениях по вопросам нарушения порядка предоставления, привлечения и использования заемных средств, в законодательство о государственной регистрации недвижимого имущества и предоставления сведений о нем, в проект закона «О бухгалтерском учете и отчетности», а также в законопроект «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Укреплению экономики и расширению двустороннего сотрудничества с другими странами поспособствует принятие проектов законов о ратификации соглашения с правительством Украины о свободной торговле, с Хорватией — о международном автомобильном сообщении, с Азербайджаном — о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах и иных договоров экономической направленности, отвечающих экономическим интересам Беларуси. - А что делается для развития негосударственного сектора экономики? Какова судьба поступившего в Палату представителей летом 2005 г. проекта закона «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»? — Я хотел бы сказать читателям «Экономической газеты», что наше государство серьезно заинтересовано в создании оптимальных условий для деловой активности и максимального вовлечения потенциала негосударственного сектора в решение назревших социально-экономических проблем. Вопросы защиты открытой конкуренции и развития предпринимательства постоянно находятся в центре внимания руководства страны. Как вы знаете, решением главы государства упрощен сложный порядок процедуры регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, значительно сокращено количество лицензируемых видов деятельности. Законодатели поэтапно упорядочивают систему налогообложения и арендных отношений. Формируется правовой коридор для вступления Беларуси в ВТО. Урегулированы правовые вопросы транзитных и внутренних потоков энергоносителей, повышения эффективности транспорта, деятельности естественных монополий. Расширилась законодательная база для реформирования агропромышленного комплекса, защиты открытой конкуренции и прав собственника. То есть последовательно создается правовое поле для развития предпринимательства в широком значении этого слова, а не только частного бизнеса. Отмечу, что депутатский корпус нынешнего созыва продолжает работу, начатую нашими предшественниками. Мы отдаем себе отчет в том, что динамику текущего пятилетия в значительной мере определит то, насколько правовой механизм будет адекватен быстро меняющимся реалиям, получат ли отрасли новые нормативные акты, обеспечивающие согласованное развитие всех направлений экономической деятельности, особенно инновационной, импортозамещающей и экспортной. В осеннюю сессию будет сделан еще один шаг в расширении правовой базы для различных секторов экономики, дальнейшего формирования благоприятной среды для инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, о чем свидетельствуют вопросы, запланированные к обсуждению. Что касается проекта закона «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», то процедура его согласования еще не завершена. Это очень серьезный базовый документ и спешки в работе над ним быть не должно. Главное, чтобы в итоге был принят качественный, добротный закон. При получении всех заключений мы вынесем его на обсуждение в Овальный зал. - Глава государства на встрече с парламентариями отмечал, что «отдельные законодательные акты трудны для понимания даже юристами, они содержат множество отсылочных норм, неконкретных формулировок». Как, на ваш взгляд, можно изменить ситуацию, повысить качество подготовки проектов законов? — Вопрос качества законов имеет комплексный характер и соответственно требует комплексного подхода к его решению, так как зависит не только от Палаты представителей, а от всех участников законодательного процесса. Конечно, роль депутатов должна быть во многом определяющей. Мы ведем поиск путей повышения качественных параметров действующей и формируемой правовой базы, в первую очередь, в русле оптимизации законотворческого процесса. В таком подходе нам видится возможность, во-первых, расширения рамок прозрачности законодательной деятельности, во-вторых, активизации участия высококвалифицированных экспертов и специалистов-практиков в экспертизе законопроектов, активного привлечения депутатов к прогнозированию последствий принятия правовых решений и мониторингу правоприменительной практики. Эту работу ведем во взаимодействии с Советом Министров, Администрацией Президента, местными распорядительными и исполнительными органами, а также в контакте с министерствами и ведомствами и другими партнерами по законотворчеству, хотя здесь еще немало проблем, решению которых мы уделяем первоочередное внимание. Полагаю, есть основания рассчитывать на желаемый всеми нами результат в повышении качества законов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Государство заинтересовано в создании оптимальных условий для деловой активности
|
|