МАЛЫЙ, НО ЗАМЕТНЫЙСтатистика субъектов малого предпринимательства По состоянию на 1 июля 2006 г. их в Беларуси насчитывалось 32,1 тыс. По итогам минувшего года 41,1% малых предприятий (МП) существовали в форме унитарных, 32,9% — в форме ООО (обществ с ограниченной ответственностью). Еще 19,4% работали как ОДО (общества с дополнительной ответственностью), а 5,2% — в виде акционерных обществ. Вот некоторые показатели работы МП в первой половине этого года. Если посмотреть распределение МП по отраслям, то по-прежнему наибольшее их количество сосредоточено в торговле и общепите — 40,8% (см. таблицу 2). Далее идут промышленность (23,5%) и строительство (12,4%). Меньше всего их в информационно-вычислительном обслуживании (всего 0,5%). По количеству работников среди малых предприятий лидирующее положение у сельхозорганизаций. На них в среднем работают по 26 человек (см. таблицу 2). А штат в количестве всего 5 человек — на предприятиях из сферы финансов, кредитов, страхования, пенсионного обеспечения. Субъекты малого бизнеса — это чаще всего частные организации (90%). Среднесписочная численность работающих в них сотрудников по итогам 2005 г. составила 340 тыс. человек (для сравнения: в государственных — 39,9 тыс., в иностранных — 24,5 тыс.). Территориально по количеству МП лидирует Минск. На начало 2006 г. их в столице было 16,6 тыс. Наименьшее же число зарегистрировано в Брагинском районе — всего 7. В Кормянском — 8, а в Краснопольском и Хотимском — по 9. В минувшем году главным источником инвестиций в основной капитал МП были их собственные средства — 439 млрд. Br. Второй по значимости ресурс — кредиты банков — составили лишь 129 млрд. Br, что не намного больше, чем средства населения (113 млрд. Br). Бюджетные средства, внебюджетные фонды и иностранные источники были и того меньше. Инвестирование в основной капитал в 2005 г. шло главным образом на малых предприятиях частной формы собственности. На их долю пришлось 76,4% инвестиций от их общего числа, против 9% у государственных и 14,6% у иностранных. Причем такая картина наблюдается на протяжении последних пяти лет. В 2005 г. у малых предприятий произошло падение внешнеторгового оборота со странами СНГ — до 79,8% (годом ранее было 159,5%). Еще хуже обстояли дела у них в торговле с Россией. В то же время малый бизнес более преуспел в торговле с государствами вне СНГ. Объем внешней торговли с ними составил 152,9% (годом ранее было 143,2%), причем экспорт вырос на 173,3%, а импорт — на 138%. Показатели остальных белорусских предприятий, не относящихся к малому бизнесу, в этом отношении гораздо скромнее. К субъектам МП согласно Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.1996 № 685-XIII относятся юридические лица со среднесписочной численностью работников в промышленности и на транспорте до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек, в розничной торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения и других отраслях производственной сферы — до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек. * * * Надо сказать, что у малых предприятий не особо много преимуществ перед остальными субъектами хозяйствования. Одно из них — более упрощенная статистическая отчетность по форме 1-МП. Ее «малые» обязаны сдавать раз в полгода, тогда как остальные предприятия отчитываются ежемесячно или раз в квартал, пояснили в Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН). Кроме того, у МП есть возможность воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Ряд обязательных платежей в бюджет заменены единым налогом. При этом ставка налога здесь определена в размере 10% от валовой выручки. Однако из-за отсутствия декларируемой простоты эта система непопулярна у малого бизнеса, ею пользуется около 1% из тех, кто имеет на это право. Чтобы воспользоваться упрощенной системой, необходимо в течение года вносить авансовые платежи за патент, что в итоге вымывает оборотные средства у малых предприятий и не позволяет им полноценно развиваться. К тому же стоимость патента может оказаться в полтора-два раза выше 10-процентной выручки, что теряет всякий смысл в применении такой системы. Решить проблему должен был подготовленный правительством указ Президента «Об упрощенной системе налогообложения», отменявший пресловутый патент и делавший эту систему более доступной для большого количества субъектов малого бизнеса (см. подробнее «ЭГ» № 71 за 12 сентября 2006 г.). Однако документ «завис» на стадии согласований, что делает вступление его в силу с 1 января 2007 г. все более призрачным Дмитрий ЕРМАК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Статистика субъектов малого предпринимательства
|
|