21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Жаркая осень-96

25.08.2009 22:07 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Жаркая осень-96

Вот уже десять лет Республика Беларусь живет по Конституции-96. В ноябре 1996 года, напомним, произошло перераспределение баланса власти в пользу президента. Своеобразный юбилей — повод вспомнить события тех дней, чтобы с позиций прожитого оценить последствия политических решений, которые коснулись буквально каждого белоруса.
Сергей БАЛЫКИН
Погода той осенью выдалась не очень... То дождик капал, то снежок шел, то морозец прихватывал. Но температура политических страстей буквально зашкаливала. Еще бы! Президент сражался с Верховным Советом и Конституционным судом, созывал Всебелорусское народное собрание и требовал назначить референдум по изменению Конституции.

Глава государства даже хотел, чтобы референдум по изменению Конституции назначило Всебелорусское народное собрание. Но то ли передумал отчего-то, то ли сам этот “хурал” показался ему не слишком представительным. В итоге, как того и требовала Конституция, президент обратился в Верховный Совет с предложением назначить референдум.

Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1996 года “О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспеченно” референдум был назначен. Вопросов сформулировано несколько, но де-факто основным был вопрос о новой редакции Конституции. И, назначив референдум, парламент сделал ответ на этот вопрос рекомендательным, поскольку Конституция-94 не предусматривала возможности внесения в нее изменений путем референдума.

Однако А. Лукашенко подобная постановка вопроса не устроила, и он издал Указ от 7 ноября 1996 г. № 459 “Об обеспечении конституционного права граждан на участие в референдуме”. Этим указом отменялись некоторые пункты Постановления ВС РБ от 6 сентября 1996 года “О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению”. Кроме того, Указом № 459 устанавливалось, что вопросы о переносе Дня независимости Республики Беларусь и принятии Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями выносятся на обязательный референдум, решения которого являются окончательными и имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Но имел ли президент право поступать подобным образом? Отнюдь нет. В соответствии со ст. 83 Конституции-94, право назначать республиканские референдумы принадлежало исключительно Верховному Совету. Таким образом, вопрос о назначении республиканского референдума и об определении вопросов, выносимых на республиканский референдум, находился в исключительной компетенции Верховного Совета. Кроме того, президент не был наделен правом отменять акты Верховного Совета.

Но была еще одна проблема. Голоса требовалось правильно посчитать и огласить верное решение. И президент издал Указ от 14 ноября 1996 г. № 469 “О председателе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов”, которым отстранил Виктора Гончара от должности председателя Центризбиркома и возложил исполнение обязанностей председателя на члена данной комиссии Лидию Ермошину. Правда, сам В. Гончар этот указ не признал, и его пришлось с помощью спецподразделений на руках выносить из помещения избиркома.

В общем, кризис нарастал. В воздухе носилось слово “импичмент”. На помощь белорусам прилетела команда “переговорщиков” из Москвы, дабы помочь погасить конфликт. И буквально накануне референдума появилось некое соглашение об урегулировании конфликта, подписанное президентом Александром Лукашенко, главой ВС Семеном Шарецким и председателем КС Валерием Тихиней.

Вот только юридический статус этого соглашения вызывает вопросы. Ну, с президентом понятно — он орган единоличный. Но Верховный Совет и Конституционный суд — органы коллегиальные. А кто уполномочивал С. Шарецкого и В. Тихиню на подписание соглашения? К тому же В. Тихиня подписал документ с рядом оговорок.

Так или иначе, де-факто живем мы сейчас по Конституции-96. За что же “проголосовал” белорусский народ 24 ноября 1996 года?

Если перестать лицемерить и отбросить второстепенные детали, то за наделение президента “суперцарскими” полномочиями. Кроме того, президент фактически “обнулил” свой срок, начав его исчисление с момента принятия новой редакции Конституции. То есть фактически он продлил свои полномочия на два года. А ведь вопросы продления полномочий органов власти не могут выноситься на референдум.

Действительно, полномочия парламента, ставшего двухпалатным, резко сократились. Многие из них перешли к президенту. Президент получил почти неограниченное право налагать вето на законы, принятые парламентом. Причем вето можно наложить не только на весь закон, но и на отдельные его статьи. Преодолеть же президентское вето можно только теоретически — для этого требуется набрать две трети голосов в каждой из палат. Только вот часть членов верхней палаты напрямую назначается президентом. А избрание остальных он может эффективно контролировать.

Третья власть — судебная — также оказалась в серьезной зависимости от президента. Возьмем, например, главный орган конституционного правосудия — Конституционный суд. Теперь половина его членов назначается президентом, половина — верхней палатой парламента. Но верхняя палата эффективно контролируется президентом.

Полномочия КС также невелики. Вынести заключение о неконституционности того или иного нормативного акта он может только по инициативе президента, правительства, двух палат парламента, Верховного и Высшего хозяйственного судов. Право выносить заключения по собственной инициативе КС лишен.

Что же касается президента, то его полномочия существенно расширились. Например, президент получил право назначать референдумы, распускать парламент и множество других серьезных полномочий. Но самое главное — акты президента получили большую силу, чем законы. Во-первых, президент получил право издавать временные декреты, имеющие силу законов. Во-вторых, в силу 137-й статьи Конституции-96 указы и декреты президента в абсолютном большинстве случаев имеют приоритет перед законами.

В общем, в ноябре 1996 года Беларусь сделала первый шаг по переходу от республики к абсолютизации власти одного человека. Второй шаг был сделан осенью 2004 года, когда отменили ограничения на количество сроков пребывания одного человека на посту президента.

Каким может быть следующий шаг на этом пути в сторону “абсолютной” демократии?
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вот уже десять лет Республика Беларусь живет по Конституции-96. В ноябре 1996 года, напомним, произошло перераспределение баланса власти в пользу през
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика