Закон о «Хозяйственных обществах»Органы хозяйственного общества и управление в хозяйственном обществе В новом Законе детальнее прописана процедура созыва, составления повестки, а также проведения общего собрания участников хозяйственного общества. Этим важным вопросам посвящена глава 4 «ОРГАНЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА И УПРАВЛЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ». В ст.33 Закона выделено два вида органов общества: органы управления;контрольные органы.К органам управления относятся: общее собрание участников хозяйственного общества — высший орган управления;совет директоров (наблюдательный совет) — орган, основная цель которого состоит в возможности более оперативного принятия решений и выполнении части функций общего собрания участников в случае, если количество участников достаточно велико. Например, в Германии в совет директоров (наблюдательный совет) в соответствии с корпоративным законодательством включают представителей трудового коллектива для защиты прав работников. В странах континентальной системы права данный орган обычно осуществляет функции контроля за исполнительным органом и подотчетен общему собранию участников;исполнительный орган хозяйственного общества — коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор).Контрольным органом хозяйственного общества является ревизионная комиссия или ревизор хозяйственного общества. Общим собранием участников хозяйственного общества могут быть образованы и иные контрольные органы, если это предусмотрено учредительными документами. Общее собрание участников Место конкретного органа в структуре управления определяется его компетенцией. К компетенции общего собрания участников отнесены вопросы, которые не могут быть переданы на решение других органов управления этим обществом (исключительная компетенция), а также вопросы, которые могут, по решению общего собрания участников, быть переданы к компетенции другого органа. В новом Законе собран воедино перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников (ст. 34 Закона). Исходя из практических соображений, представляется неправильным включение в перечень принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами (абз. 9 ч.1 ст. 34 Закона). Этот вопрос, особенно в крупных обществах с большим числом участников, лучше было бы по решению общего собрания относить к компетенции иного органа управления обществом. Часть 2 ст. 34 Закона, устанавливающая, что к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества его учредительными документами может быть также отнесено решение иных вопросов, противоречит ч. 2 п. 3 ст. 90 и ч. 3 п. 1 ст. 103 ГК. В соответствии с положениями ГК решение иных вопросов к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено только законодательством (законодательными актами — в случае с акционерными обществами). В соответствии со ст. 37 Закона в работе общего собрания участников могут принимать участие, помимо самих участников, лица, уполномоченные на то доверенностью, выданной им участниками хозяйственного общества, а также иные лица, которые приобрели такое право в связи с приобретением права пользования и (или) распоряжения долей (частью доли) в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества на основании договора. Примерами договоров, которые могут служить основанием приобретения права участия в общем собрании участников, являются залог акций и доверительное управление имуществом. В Законе урегулированы три формы проведения общего собрания участников общества (ст. 42): очная — подразумевает совместное присутствие лиц, имеющих право на участие в этом общем собрании, при обсуждении вопросов повестки дня собрания и принятии решений по ним;заочная — решение по вопросам повестки дня собрания, поставленным на голосование, определяется путем письменного опроса лиц, имеющих право на участие в этом общем собрании;смешанная — такая форма проведения общего собрания участников общества, при которой лица, имеющие право на участие в этом общем собрании, имеют возможность выбора проголосовать по вопросам повестки дня собрания либо во время присутствия на собрании, либо путем письменного опроса.Определение формы, по общему правилу, осуществляется органом, уполномоченным на проведение общего собрания участников. Если собрание проводится по требованию иного органа управления этого общества либо ревизионной комиссии (ревизора), либо аудитора, либо участников (участника), обладающих в совокупности не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов участников хозяйственного общества, то эти лица сами определяют форму проведения общего собрания участников (ч. 1 ст. 49 Закона). Кроме того, ежегодное общее собрание участников может проводиться лишь в очной форме. Закон сохранил классификацию, в соответствии с которой общее собрание участников может быть очередным или внеочередным. Очередное собрание участников — собрание, которое проводится в срок, установленный учредительными документами не реже одного раза в год. Для проведения внеочередного собрания необходимо либо решение уполномоченного органа о созыве и проведении собрания, которое принимается при наличии определенных в Законе оснований, либо самостоятельные действия определенных в Законе лиц по созыву собрания, в случае, если в течение срока, установленного учредительными документами, уполномоченным органом не принято решение о созыве и проведении внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества либо принято решение об отказе в его созыве и проведении. Разновидностью очередного собрания участников является годовое собрание участников (ч. 3, 4 ст. 36 Закона). На этом собрании утверждаются годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибыли и убытков и распределение прибыли и убытков этого общества. Нужно иметь в виду, что утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков и распределение прибыли и убытков хозяйственного общества осуществляются при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора), а в установленных Законом случаях — заключения аудитора. Годовое общее собрание участников хозяйственного общества проводится в срок, установленный учредительными документами, но не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. На годовом общем собрании участников хозяйственного общества также должны быть рассмотрены вопросы избрания членов совета директоров (наблюдательного совета), если его образование предусмотрено Законом и учредительными документами хозяйственного общества, и ревизионной комиссии (ревизора). В соответствии с ч. 5 ст. 45 Закона об обществах решения общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов избрания членов совета директоров (наблюдательного совета), членов ревизионной комиссии (ревизора), утверждения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков хозяйственного общества и распределения его прибыли и убытков, а также иных вопросов, определенных учредительными документами, могут быть приняты путем проведения заочного голосования без непосредственного присутствия лиц, имеющих право на участие в общем собрании, в порядке, установленном учредительными документами либо локальным нормативным актом хозяйственного общества, утвержденным общим собранием его участников. Следовательно, ежегодное общее собрание участников может проводиться лишь в очной форме. Установление такой императивной нормы призвано, по-видимому, защитить права участников. Валентин ГАЛИЧ, юрист ООО «Апицес Юрис» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
что новогополучила практика? (продолжение)
|
|