Турникет вместо контролера?
Турникет вместо контролера?
Систему оплаты проезда в общественном транспорте надо менять. Это давно понимают и перевозчики, и городские власти. Как и на что менять - пока не определились Магда КРЕПАК Речь идет, в частности, об опыте российской столицы. Минские транспортники предлагают взять его за основу нового порядка взимания платы за проезд. Подчеркнем: копировать московскую систему никто не планирует. Но суть эксперимента, который помог москвичам значительно повысить сборы за проезд, заслуживает внимания. Вложенные деньги окупаются сторицей По словам директора государственного учреждения «Столичный транспорт и связь» Валерия Шкуратова, который возглавил группу специалистов, изучавших опыт московских коллег, без подобных перемен нашему транспорту выжить будет трудно. Напомним: согласно нормативным документам, государство предоставляет коммунальному транспорту субсидии и дотации в размере, не превышающем 50 процентов от затрат. Остальные расходы транспортники должны покрывать из заработанных средств. На протяжении долгих лет уложиться в эти рамки им никак не удается. Поэтому совершенствование системы оплаты проезда - одна из самых актуальных проблем для коммунального транспорта. Москвичи разрабатывали и внедряли эту программу с 2001 года. Продолжают модернизировать ее и сейчас. По словам Валерия Ивановича, эффект очевиден. Выручка в коммунальном транспорте российской столицы выросла примерно в полтора раза. Но прежде чем до этого дошло, нужно было вложить огромные средства в импортное оборудование. Его стоимость на одну транспортную единицу - около 10 тысяч долларов. Если учесть, что в Москве работает более 5,5 тысячи единиц подвижного состава, сумма огромная. По предварительным подсчетам наших специалистов, внедрение подобной системы на городском транспорте Минска обойдется в сумму, близкую к 66 миллиардам рублей. «Мосгортранс» для реализации поставленной задачи взял банковский кредит - на первом этапе это был почти миллиард российских рублей. Процентную ставку по нему выплачивал горисполком, а сумму кредита - транспортники. Погасить заем удалось именно потому, что выросли доходы. Доходы плюс, время минус Помимо высокой стоимости проекта смущают в московском опыте и другие нюансы. Например, турникеты, которые устанавливают на первые двери транспортных средств. - Во внепиковое время, когда пассажиров немного, - рассказывает Валерий Шкуратов, - через турникеты проходят в основном все. Возможно, кто-то и воспользуется второй дверью без турникета, чтобы не платить за проезд. Но нам приходилось наблюдать, что обычно люди стараются войти в салон через первую дверь. Причем по очереди. Это уже говорит об уровне культуры пассажиров. В часы пик ситуация может быть несколько иной. Есть вероятность, что часть пассажиров, возможно, немалая, поедет бесплатно. Но это лишь час утром и час вечером. Главный козырь оппонентов: при такой системе контроля теряется много времени. Конечно, когда пассажиры входят через одну дверь, эксплуатационная скорость подвижного состава падает, по подсчетам московских специалистов, на 30-40 процентов. На регистрацию одного пассажира уходит от 10 до 30 секунд. Тем не менее, москвичам не пришлось сильно увеличивать количество машин на линии - автобусов, троллейбусов и трамваев стали выпускать лишь на 10 процентов больше (из имеющегося резерва). А объемы перевозок удалось сохранить благодаря оптимизации маршрутной сети. Ведь появилась возможность более точного учета пассажиров: теперь ясно, сколько человек пользуется услугами транспорта на том или ином остановочном пункте, на каком маршруте работают лишние машины, а где их не хватает. В зависимости от этих данных перераспределили подвижной состав… Появятся ли турникеты в минских автобусах, троллейбусах и трамваях в ближайшие годы? На этот вопрос со стопроцентной уверенностью сегодня не ответит никто. Поскольку речь идет об очень больших капиталовложениях, необходимость реорганизации должна быть обоснована до мелочей. Предложения на этот счет будут внесены в проект Комплексной программы развития столичного пассажирского транспорта до 2010 года. Уже весной мы узнаем, насколько целесообразным признают такое нововведение городские власти. В Москве турникеты устанавливаются в передних дверях транспортных средств, через которые пассажиры входят в салон. Выход осуществляется через задние или средние двери, не оборудованные турникетами. Проходя через турникет, пассажиры оплачивают проезд при помощи пластиковых карт. В мировой практике используются и другие системы контроля оплаты проезда и учета пассажиров, в том числе работающие без турникетов на входных дверях транспортных средств. Пассажиры платят за поездку посредством электронных карт. При этом информация о количестве пассажиров, вошедших в салон, и количестве людей, оплативших проезд, поступает водителю, контрольным службам и службам управления движением. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Систему оплаты проезда в общественном транспорте надо менять. Это давно понимают и перевозчики, и городские власти. Как и на что менять - пока не опре |
|