ЛЕКАРСТВЕННЫЙ БИЗНЕС
1. АПТЕКА-2006 Отечественный рынок лекарственных средств — один из наиболее динамично развивающихся. На нем активно присутствуют как свои, так и зарубежные производители. Его состояние в 2006 г. проанализировало российское маркетинговое агентство «RMBC». Предлагаем вашему вниманию результаты этого анализа в аптечном и госпитальном секторах.
Аптечный рынок готовых лекарственных средств (ГЛС) Беларуси за 2006-й год вырос на 27% и составил почти 300 млн. USD в оптовых ценах. Выросли и розничные цены на лекарства, в том числе и за счет увеличения аптечных надбавок. Средняя аптечная наценка поднялась с 21% в 2005 г. до 29% в 2006 г. Граждане потратили больше денег на лекарства не только по причине роста цен, но и за счет покупки большего числа лекарств. Продажи через аптечную сеть в расчете на душу населения выросли на 35% и составили в розничных ценах 39,34 USD в год. Соотношение сегментов дженериков и оригинальных препаратов в минувшем году практически не изменилось: их доли в денежном выражении составили 75% и 25%, соответственно. (Дженериковые лекарства — это, как правило, недорогие препараты, на которые закончился срок патентной защиты, поэтому их выпускают многие производители; к их достоинствам можно отнести низкую стоимость и большой клинический опыт применения. Оригинальные препараты — это обычно новейшие запатентованные лекарственные средства). Если взять препараты безрецептурные (продающиеся без рецепта), то и дженериков, и оригинальных было продано больше на 18%. При этом их средняя розничная цена в аптеках выросла на 19% и 10% соответственно. Объемы аптечных продаж рецептурных препаратов выросли на 37%, а средняя розничная цена дженериков и оригинальных соответственно на 25% и 8%. В 2006 г. укрепились доминирующие позиции иностранных производителей на розничном рынке. Прирост продаж их продукции в оптовых ценах составил 28%, а продукции отечественных производителей только 20%. Интересно посмотреть, как выглядит десятка лучших производителей по объему аптечных продаж. Этот список по сравнению с 2005 г. претерпел некоторые изменения (табл. 3). Новым участником десятки стала белорусская компания «Фармлэнд», переместившаяся с 18-го на 10-е место. Объем продаж ее продукции за год увеличился на 87%. Кроме того, следует отметить опережающие темпы роста продаж таких белорусских производителей, как Борисовский завод медпрепаратов (+75%) и Белмедпрепараты (+70%). Их доли в объеме аптечных продаж заметно увеличились, и компании в рейтинге потеснили таких «иностранцев», как Sanofi-Aventis и Sagmel. Более заметные изменения произошли в списке десяти наиболее продаваемых препаратов (точнее — торговых наименований, таблица 4). За анализируемый период сменились 4 из 10 лидеров: «Амлодипин», «Диротон», «Амброксол» и «Беротек» вошли в состав «десятки» с приростом 78%, 158%, 94% и 117% соответственно. Следует отметить высокие темпы роста продаж и таких торговых наименований как «Эналаприл» (+90%), «Милдронат» (+69%) и «Эссенциале Н» (+44%), что увеличило их доли в общем объеме аптечных продаж. Вытесненными из списка оказались «Корвалол», «Энам», «Берлиприл» и «Теравит». Специалисты, работающие на рынке лекарственных средств, классифицируют препараты еще по группам на основе действующего вещества, направленности действия и другим критериям. С этой точки зрения «десятки» в группах МНН* и АТС** выглядят следующим образом. * МНН — международное непатентованное название — т. е. название лекарства на основе действующего вещества; группировочные наименования — наименования по действию: например, противоаллергические препараты, против головной боли и т. д. Как видим, тройка лидеров осталась неизменной, несмотря на то, что продажи комбинации «поливитамин+мультиминерал» остались на уровне 2005 г. (+1%). Отсутствие хорошей динамики в продаже поливитаминов, видимо, обусловлено смещением предпочтений потребителей в сторону витаминосодержащих биологически активных добавок. ** АТС — анатомо-терапевтическая химическая классификационная система лекарственных средств. Состав этой «десятки» характеризуется уменьшением доли группы «витамины» и существенным ростом продаж группы «противовоспалительные» и «противоревматические препараты» (+60%). 2. ГОСПИТАЛЬ — 2006 Госпитальный рынок страны также вырос по сравнению с 2005 г. (на 12%) и превысил 67 млн.USD в оптовых ценах. Средняя оптовая цена увеличилась на 8%. Соотношение сегментов рецептурных и безрецептурных препаратов в госпитальных закупках страны в 2006 г. не сильно не изменилось. Их доли в денежном выражении составили 91,5% и 8,5% соответственно. Однако следует отметить опережающий рост продаж лекарственных средств, отпускаемых по рецепту (на +13%), в то время как увеличение объема госпитального сегмента лекарственных средств, отпускаемых без рецепта, составило лишь 4%. Доля дженерических препаратов несколько сократилась по итогам 2006 г., поскольку темпы роста сегмента были ниже, чем в среднем по рынку (8%). Объем госпитальных закупок оригинальных и инновационных препаратов увеличился на 22%, и их доля в общем объеме госпитальных закупок готовых лекарственных средств выросла до 32,5%. Иностранные и российские производители продемонстрировали 15-процентный прирост объемов госпитальных продаж, увеличив свои доли на этом рынке до 60% и 11% соответственно. Сегмент препаратов отечественного производства сократил свою долю в общем объеме госпитальных закупок с 34% до 32%. Рейтинг десяти ведущих производителей по объему госпитальных закупок за год претерпел заметные изменения. Белмедпрепараты, увеличившие объемы госпитальных продаж на 34%, потеснили Борисовский завод медпрепаратов, темпы роста которого были ниже (31%). Кроме того, в состав «десятки» вошли два новых участника: AstraZeneca и Nycomed с приростом объемов закупок 62% и 24% соответственно. Незначительное увеличение продаж у Несвижского завода медпрепаратов (5%) и падение объемов госпитальных закупок у российской компании Синтез (-15%) привело к сокращению их долей и потере в рейтинговых позициях. Компании «Pfizer» и «Dabur» покинули «десятку», потеряв в продажах 8% и 34% соответственно. Десять ведущих производителей по объему продаж в госпитальном секторе: 1 — Белмедпрепараты, 2 — Борисовский завод медпрепаратов, 3 — «Hoffmann-La Roche Ltd», 4 — «Sanofi-Aventis», 5 — Несвижский завод медпрепаратов, 6 — «Фармлэнд», 7 — «Merck Sharp & Dohm Idea Inc.», 8 — «AstraZeneca», 9 — «Nycomed», 10 — «Синтез». По итогам 2006 г. в состав десятки ведущих торговых наименований по объему госпитальных закупок вошли препараты «эмоксипин» и «мабтера», прирост закупок которых составил 45% и 72% соответственно. Закупки таких препаратов, как «натрия хлорид», «цефазолин», «глюкоза» и «оксамп-натрий» упали на 1%, 5%, 15% и 16% соответственно. Остальные же участники десятки стали заметно лучше продаваться. По итогам 2006 г. десятку покинули «доцетал» и «нейпоген», потерявшие в продажах. Десять ведущих торговых наименований лекарств по объему продаж в госпитальном секторе: 1 — «натрия хлорид», 2 — «тиенам», 3 — «цефазолин», 4 — «меронем», 5 — «глюкоза», 6 — «цефотаксим», 7 — «цефтриаксон», 8 — «эмоксипин», 9 — «мабтера», 10 — «оксамп-натрий». В десятке лидирующих МНН и группировочных наименований в 2006 г. только три из восьми прошлогодних «номинантов» продемонстрировали положительную динамику. Это «имипенем»+ «циластатин», «меропенем», «цефтриаксон» (рост на 17%, 37% и 3% соответственно). «Доцетаксел» и «филграстим» покинули список. Десять ведущих МНН и группировочных наименований лекарств по объему госпитальных закупок: 1 — «натрия хлорид», 2 — «цефотаксим», 3 — «цефазолин», 4 — «имипенем+циластатин», 5 — «меропенем», 6 — «цефтриаксон», 7 — «декстроза», 8 — «метилэтилпиридинол», 9 — «ампициллин+оксациллин», 10 — «ритуксимаб». В рейтинг АТС групп вошли «психотропные препараты» с максимальным в десятке приростом объемов госпитальных продаж (27%), вытеснив из десятки «психоаналептики». Закупки же плазмозамещающих и перфузионных растворов, иммуномодуляторов снизились на 3% и 11% соответственно, что заметно сократило их доли на госпитальном рынке страны. Десятка ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок: 1 — антибактериальные препараты для системного использования, 2 — противоопухолевые препараты, 3 — плазмозамещающие и перфузионные растворы, 4 — антикоагулянты, 5 — препараты для лечения заболеваний сердца, 6 — иммуномодуляторы, 7 — гемостатики, 8 — другие нелечебные средства, 9 — анестетики, 10 — психотропные препараты. Тамара МАРКИНА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отечественный рынок лекарственных средств — один из наиболее динамично развивающихся. На нем активно присутствуют как свои, так и зарубежные производи
|
|