ПОЛ: МУЖСКОЙ, ЖЕНСКИЙ, ИНОЙ(НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ).
ПОЛ: МУЖСКОЙ, ЖЕНСКИЙ, ИНОЙ
(НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ).
«Евровидение-2007» собрало в «одной аудитории» множество весьма живописных персонажей, которые стали объектом внимания миллионов зрителей во всем мире. Взрослым было неловко придумывать ответы на каверзные детские вопросы: «Чего это дяденька нарядился в женскую юбку, а тетенька в мешковатый мужской костюм?». А некоторые сценические лица вообще с трудом поддавались «дешифровке» — кто это? Он? Она? Оно? Похоже, патология стала нормой. Тезис «что не запрещено — дозволено», означающий отрицание абсолютной морали и нравственности, вечных ценностей и великих табу, в современной масс-культуре отброшен как ненужный реликт. Какое общество «успешнее» — где ровнее газоны и больше товаров или где меньше людей утратили понятие греха, где меньше транссексуалов и содомитов? Что ждет нас в будущем — узаконение однополых браков при полном стирании гендерных различий? Эти вопросы мы затрагиваем в беседе с ректором Женского института ЭНВИЛА кандидатом исторических наук, доцентом Ларисой Александровной Черепановой. — Что говорят современные гендерные теории о распределении ключевых позиций в обществе? — Существует несколько подходов. Одной из принципиальных позиций современной гендерной теории является утверждение о минимальном влиянии половой принадлежности на задатки творческого развития и социальной реализации личности. В рамках этой позиции акцентируется внимание на научно установленный факт об ответственности «X» и «Y» хромосом только за анатомические различия полов. Сторонники этой теории ссылаются на результаты психологических исследований, которые отрицают существенные эмоциональные, интеллектуальные и другие различия между мужчинами и женщинами. Настаивают на необходимости толерантного отношения к «нетрадиционному» выбору половой и гендерной роли. Однако сведение различия полов только к внешним, анатомо-биологическим признакам логически приводит к отказу от половой идентификации вообще. В самом деле, половая принадлежность, которой можно пренебречь, становится помехой, природным недоразумением, биологическим атавизмом. Но если анатомические признаки — случайный атрибут, то отпадает надобность и в естественном механизме продления рода. Тогда у человечества есть лишь два варианта. Первый — женщины могут и должны из соображений равенства отказаться от репродуктивной функции в пользу мужчин, а мужчины могут и должны вынашивать и рожать детей (или хотя бы вместе с ними). Второй — и женщины, и мужчины должны быть каким-то техническим образом избавлены от этой «обузы» (посредством технологий искусственного оплодотворения, вынашивания, деторождения и так далее). — Похоже, что подобные модели уже «проигрываются» в культуре. Самый «свежий» пример — «Евровидение-2007» . — Да, идет как бы «примерка на себя» нового понимания человеческой сути. И это не только в эстрадном жанре, но и в литературе, кинематографе. Поясню на конкретных примерах. В комедии американского режиссера Ивэна Райтмэна «Джуниор» главный герой доктор Алекс Хессе (в исполнении Арнольда Шварценеггера) оказывается беременным. Дело в том, что доктор Хессе со своим другом и коллегой разработали лекарство, гарантирующее абсолютно здоровую беременность. В результате недоразумения, приведшего к запрету дальнейших испытаний препарата на пациенте, коллеги изобретают выход: проверить его на себе. Жребий вынашивания ребенка падает на доктора Хессе. Беременность и роды проходят успешно. Другой пример. В романе известной американской писательницы жанра фэнтези Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы» рассказывается о планете Гетен, обитатели которой — бесполо-биополые существа, но в остальном совершенно идентичные людям. Проблема репродукции решается у них следующим образом. В течение каждого месяца обитатели Гетена могут на несколько дней приобретать пол — мужской или женский. Если в это время происходит зачатие, то оно продолжается беременностью у того, кто в момент зачатия был женщиной. По завершении биологического цикла деторождением все повторяется, и кто в этот раз был матерью, в другой раз может оказаться отцом. — В подобных культурных пробах чувствуется не только желание проверить, насколько «невозможное возможно», но и стремление понять, к чему такая перспектива может привести. — Собственно, уже приводит! Да, сама жизнь, помимо художественных экспериментов, создает нестандартные гендерные типы и ситуации. Явления трансветизма и нетрадиционных половых ориентаций — исключительно редкие и глубоко интимные по своей сути — сегодня становятся массовыми и широко обсуждаемыми. Они оказались в социальных «повестках дня» и «раскрепощенных» западных демократий и многих менее развитых стран. Закрывать на них глаза – значит, уходить от проблем, которые очень скоро могут обернуться социально-нравственной катастрофой: растерянностью молодежи, путаницей в укладе жизни и в личном самоопределении. — Заметьте, что уже не стыдно откровенно говорить о своей принадлежности к сексменьшинству… — Предвестием катастрофы, о которой упоминалось выше, является манифестация новых нормативных половых и гендерных ролей и отношений. Так, на волне политической толерантности устанавливается новая типология гендеров — «мужчина», «женщина», «гомосексуал», «бисексуал», «транссексуал». С одной стороны, очевидно противоречие такой типологии: то, что претендует здесь быть личностью и социально сконструированным статусом, на самом деле полностью основано на физиологическом интересе (об этом говорят термины перечисления). С другой стороны, такие термины уже давно узаконены. Например, Европейский парламент в декларации 1998 года постановил, что «не дает своего согласия на вступление (в Евросоюз — прим.) любой страны, которая своими законами или проводимой политикой нарушает человеческие права лесбиянок и геев». Это значит, что любой стране, взявшей курс на интеграцию с Европой, необходимо будет осознать как неминуемую реальность перспективу узаконения однополых браков. — Очевидно, что гендерная самоидентификация — это одна из важнейших проблем современного общества? — Есть страны, где эти проблемы стоят остро, в большинстве же — они являются пока просто отголоском зарубежных проблем. Но мир сейчас открыт, и наивно думать, что острые, тем более такие базовые, темы пока еще чужой жизни останутся без отклика у нас. Тем более, что ошибки перенимаются почему-то, особенно молодежью, быстрее и легче, чем работа по их предупреждению или исправлению. — Когда разговор заходит на столь щепетильную тему, многие ученые — психологи, культурологи — теряются: как, с какой стороны подходить к решению аналогичной проблемы… — Думается, что оптимальное решение проблемы гендерного баланса уже обозначено. И тут следует сказать о другой гендерной теории — позиции взаимодополняемости и взаимодействия полов и внутренней сбалансированности гендеров. Разделение полов является изначальным, фундаментальным и универсальным, и уже поэтому не может быть проигнорировано, а тем более изменено. Посягая на объективно заданную идентичность, человечество посягает — ни много ни мало — на устои и волю Творца. Очевидно, что половые различия должны быть не устранены, а оптимально реализованы. И первым шагом в этом направлении должна стать коррекция исторического искажения социальной роли полов. Коррекция не означает установления матриархата, она предполагает установление баланса. Для этого необходимо глубокое, разноплановое и тщательное изучение женского опыта. — Вы имеете в виду изучение социального поведения, специальных задатков у мужчин и женщин? — Нет, речь идет о создании совершенно новых параметров исследования — например, методике определения разницы мужских и женских реакций в экстремальных ситуациях или методик выяснения отношений мужчин и женщин к смерти, к необходимости деторождения, к возможности жертвовать жизнью и т.д. Вот об этих глубинных жизненных решениях мы пока еще знаем очень мало. — Большинство мужчин, подобно Наполеону, считают так: «Дело женщины — вязание». Даже если признать эту формулировку верной, нельзя отрицать того, что вязание — это тоже труд. И тоже не всегда легкий, как, впрочем, и труд женщины-домохозяйки… — Кстати, в социально-экономической сфере женское участие в развитии общества уже оценено по достоинству, и в некоторых, правда, пока еще единичных странах — Венгрии, Аргентине, Израиле, Франции — домашний труд женщин оплачивается из государственного бюджета. Это пока лишь очевидное признание того факта, что именно женский домашний труд — воспитание детей, цивилизованное ведение быта — освобождает мужчин для максимального и продуктивного участия в общественной жизни. Но мы говорим не столько о каких-то бытовых стереотипах, речь идет о большем — о создании новых моделей социального действия. На основе изучения принципов и механизмов женского принятия решений, женского способа поведения в мире. В этом направлении тоже есть прогресс: так, сформулированы понятия «женская этика заботы» (в противовес «мужской этике справедливости»), «женская агрессия защиты» (в противовес «мужской агрессии нападения»)… Но это, скорее всего, лишь фиксация очевидных гендерных различий. Следующая задача — преодоление и «измерение» тех неочевидных, базовых свойств, которыми и вызваны эти проявленные различия. — Существует мнение, что именно революции — главные носители идеи нивелирования полов. Помните, в романе «Собачье сердце» профессор Преображенский, окинув взором гостя в черном кожаном плаще и кепке, интересуется, кто он — мужчина или женщина… — Идея нивелирования полов еще более стара, чем вы предполагаете. Наиболее ясно она разработана в христианской эсхатологии, учении о конечной судьбе мира. Христианство по-своему обосновало те обязательные преображения человеческой сути (на пути освобождения человека от эгоистического своеволия через развитие в себе любви к Богу, воли к добру), без которых невозможно преодоление, в том числе и конфликтности полов. Исходной здесь является идея единства всего существующего. Человечество, как и вообще все мироздание, — есть сложное единство бесчисленных уникальностей. Это значит, что каждая уникальность реализуется в своем собственном содержании, но лишь в единстве со всеми остальными. Все связано. Эта избитая истина является базовой не только для теологии, философии, социологии, психологии, но и для естествознания: все связано на ядерном, химическом, биологическом, физическом, космическом, галактическом и других уровнях. И единственное условие выживания и целого, и каждой единицы — взаимодополняемость ее уникальных свойств. Взаимодействие. Взаимоучастие. Взаимопомощь. Взаимопроникновение. Старо, как мир, если ограничиться манифестациями. Если же применять на практике, то открывается широкая перспектива давно необходимых исследований и принятие по их результатам серьезных политических решений. Елена ЕЛОВИК |
|