Кому-то может показаться, что участие трех белорусов в “Джиро д’Италия”, 22-е место, занятое Брониславом Самойловым в общем зачете супермногодневки, 13-я позиция Александра Усова в классификации по очкам — не столь значимые события, чтобы уделять им много внимания. В таком случае следует вернуться на несколько лет назад, во времена, когда у Беларуси вообще не было ни одного профессионального гонщика. Затем в одиночку прорубить окно в Европу пытались сначала Евгений Сенюшкин, затем Александр Усов. И лишь в минувшем месяце наши представители выдвинулись единым фронтом, втроем отправившись покорять знававших великих чемпионов прошлого итальянские перевалы.
Конечно, было бы здорово, если бы ребята с ходу начали выигрывать этапы, бороться за позиции в первом десятке. Но так не бывает. Ведь велоспорт — один из топовых видов в Старом Свете, который культивируется почти во всех промышленно развитых странах планеты с привлечением соответствующих финансовых средств и технологий. Какое уж здесь сравнение с нашими реалиями с выживающими всеми правдами и неправдами велосипедными школами, скудностью соревновательного календаря и отсутствием какой-нибудь хотя бы самой захудалой команды. А таланты, несмотря ни на что, появляются. И хочется верить, что нынешняя “Джиро” — только начало. Тем же Самойлову и Куницкому лишь 22 года — детский возраст по меркам супермногодневок. А ведь есть другие интересные гонщики, и, вполне возможно, мы уже в нынешнем году увидим дебют белоруса на “Тур де Франс”. Пока же познакомим вас поближе с открывателями “Джиро”.
Бронислав Самойлов: от итальянцев болит голова
— Выступлением доволен. Для меня это были первые столь серьезные состязания, и сразу занять 22-е место в общем зачете и пятое среди молодых, считаю, весьма неплохо. С другой стороны, накопилась усталость — и физическая, и моральная. Полтора месяца напряженно работал: сначала на сборах, потом в гонке.
— На финише ты потерял три позиции в общем зачете. Не расстроился? — Плюс-минус два места — не особенно принципиально. В пятницу нас с Кодолем попросили остаться с Гарцелли, который плохо себя чувствовал. Он несколько раз пытался уехать в отрывы и на последней горе “заголодал”. Что неудивительно: этапу сопутствовали неприятные погодные условия — дождь, ветер. А пелетон ехал так стремительно, что глотнуть воды было некогда. Поэтому немного отстали. В “разделке” же я не упирался.
— Жалеешь о каких-то упущенных возможностях по ходу гонки? — Смысл жалеть о том, чего уже не вернешь?! Конечно, были какие-то шансы. Побеждали отрывы, в которых никого из наших не было. Но нужно смотреть вперед.
— Как в команде оценили итоги “Джиро”? — Все очень довольны. Гарцелли выиграл два этапа. Команда была заметна, и лишними на этой гонке мы явно не оказались.
— А ведь “Аква и Сапоне” отобралась на многодневку по “уайлд кард”. Не опасались, что вам не найдется места среди участников? — Все были уверены в положительном решении вопроса. Во-первых, в Италии слишком уважают Гарцелли, чтобы не пустить его на “Джиро”, во-вторых, наша команда в прошлом году выиграла общий зачет “Евротура”.
— Настоящую сенсацию произвел твой ровесник Анди Шлек из Люксембурга. Приходилось пересекаться с ним на соревнованиях? — Даже не слыхивал о нем — только здесь впервые увидел. Не встречал люксембуржца ни на полупрофессиональных гонках, ни на юниорских или молодежных чемпионатах. Появился будто из ниоткуда и сразу попал в призеры. Здесь в Италии тоже все в шоке.
— В принципе похожее случалось на “Джиро”. Например, Дамиано Кунего, в 22-летнем возрасте выигравший многодневку, однако застопорившийся на достигнутом уровне. А ты ощущаешь резервы для дальнейшего роста? — Это зависит от многих факторов. Но думаю, что еще не достиг предела. Буду продолжать работать над горным ходом, попробую улучшить “разделку”. Это те компоненты, которые нужны для высокого места в общем зачете.
— Интересно, откуда у тебя с нашими-то равнинными дорогами прорезалось такое мастерство горовосходителя? — Наверное, на сборах в Крыму еще в бытность юниором. Хотя понял, что способен по-настоящему хорошо преодолевать подъемы, только когда попал в Италию в начале 2004-го. До этого времени считался гонщиком, который умеет все понемногу.
— О будущей “Джиро” уже задумываешься? — У меня более краткосрочные планы. На этой неделю заявлен на гонку “Бичиклетта Васка”. Руководство предупредило, что моя задача — занять высокое место в “классифике” (общем зачете — “ПБ”.). Что ж, попробую — силы вроде бы еще остались. Правда, из участников “Джиро” со мной отправляется только Паломбо, мой сосед по комнате. Остальные либо выдохлись, либо мучаются из-за болячек, как Арекеев, сломавший ключицу на одном из этапов.
— Чем занимаешься между гонками? — Слушаю музыку, смотрю фильмы…
— Итальянские?.. — Нет, русские. Перед отъездом закачал огромное количество информации на ноутбук, так что особо не скучал. А для изучения языка мы в основном телепередачи местные смотрим.
— Чувствуешь себя на Апеннинах как дома? — Не сказал бы. Итальянцы совсем другие, совершенно иной менталитет. Например, когда мы думаем о том, что будет сегодня, они уже заглядывают на год-два вперед.
— Я считал, это больше немцам свойственно, а итальянцы отличаются эмоциональностью. — Темперамент у них проявляется, когда о чем-нибудь спорят. Бывает, ужинаем в ресторане — и вдруг как станут о чем-то судачить! Такой шум подымается, что просто голова болит.
Александр Усов: не хочу работать на слабого
— Для меня это уже четвертый трехнедельный тур в карьере и вторая “Джиро”, поэтому знал, чего ждать, и особых опасений не испытывал. Рассчитывал побороться за первое место на одном из этапов. Готов был вроде бы неплохо, но каждый раз чего-то не хватало. Всегда находились те, кто сильнее.
— Показалось, ты слишком много расходовал сил для выхода на выгодную позицию и на последние метры их уже не оставалось… — Да. К сожалению, команда меня не вывозила на финиш, поэтому самому приходилось маневрировать. Я же не мог оттолкнуть Петакки и сесть на колесо его партнеру. Конечно, можно следовать за Алессандро, но таких желающих много, и в этой борьбе велик риск падения. Хотя, не скрою, более удачного выбора позиции мне недоставало. А в конце гонки уже поручили развозить партнера, поэтому шансов добиться победы и не было.
— То есть в четверг ты разгонял Мондори? Странно, у нас все, кто смотрел этап, остались в уверенности, что все было наоборот: француз шел на первой позиции и потерял равновесие на последнем повороте… — Нет, это я упал первым. Там отрицательный вираж был, и, хотя мы проезжали его на тренировке, я что-то не рассчитал: зашел в поворот слишком быстро и не смог избежать встречи с отбойником.
— Почему роль лидера на этом этапе доверили французу, за плечами которого нет сколь-нибудь впечатляющих результатов, а не тебе? В вашей команде существует дискриминация в отношении иностранцев? — Руководство хотело дать шанс Мондори. Говорят, так справедливо: на одном этапе помогали тебе, на другом — ты должен ради кого-то попотеть. Но я собираюсь поговорить на эту тему со спортивным директором Венсаном Лявенюром: не вижу смысла работать на гонщика, который не сильнее меня. Ведь этот француз еще ни разу не выигрывал среди профи. А раз нет побед, то какой же он спринтер?! Финишер обязан хоть какой-нибудь этап зацепить. Если нет, то должен искать себе другую нишу, пытаться уезжать в отрывы, например. Правда, проблема в том, что сам я тоже давно не побеждал. Спортивный директор так и сказал: для меня вы одинаковы. Поэтому надо срочно что-то выиграть, дабы подняться в глазах руководства и иметь аргументы на случай подобного спора.
— Зато в горах ты очень уверенно держался, лучше многих спринтеров. И только на 15-м, самом сложном, этапе отстал от основной группы… — В общем-то и в тот день думал избежать проблем. Но гонка не задалась. Не то что бы очень уж тяжело было, просто не смог поймать свой ритм. Впрочем, боязни опоздать к лимиту времени не испытывал. Был уверен, что в одной из отстающих групп до финиша доберусь, придется сжать зубы.
— Неплохо ты проехал и “разделку”, показав почти одно время с Самойловым… — Я, кстати, разговаривал с Брониславом после финиша: он сказал, что ехал в щадящем режиме — так и я, отвечаю, сильно не убивался. Но в принципе результат неплохой. Наверное, дело в том, что дали специальный раздельщицкий велосипед — как правило, езжу на обычном. Да и вообще редко в гонках на время приходится участвовать. Разве что на подобных многодневках.
— Уже третий год пошел с тех пор, как ты покинул швейцарский “Фонак” и перебрался во французский “Ажедер Превоянс”. Можешь сравнить эти страницы в своей биографии? — Разница заметная. В моем новом клубе есть плюсы и минусы. Наверное, главное отличие в том, что французская команда… семейная, что ли. Здесь люди больше общаются друг с другом, помогают, интересуются делами. В “Фонаке” все было отстраненнее. Спортивные директоры иногда звонили, а, например, менеджер — никогда. Зато было много рекламы, помпезности. Своеобразный мадридский “Реал” от велоспорта. “Ажедер Превоянс” — команда поскромнее, но тоже довольно сильная.
— Кстати, вело-“Реал” плохо кончил — закрыли из-за многочисленных допинговых скандалов. Тебе, часом, подстегнуть результаты стероидами не предлагали (понимаю, что глупо задавать подобный вопрос действующему спортсмену)? — Думаю, в команде никому допинг не советовали. В каждом случае гонщики действовали на свой страх и риск.
— В “Телекоме” тоже поначалу все было чисто. И только через десять лет выясняется, что существовала система снабжения эритропоетином… — Ну, в те годы ЭПО даже за допинг не считали — просто сильный восстановитель. Что поделать, спорт без подобных историй уже трудно представить. Если кто-то хочет искать истоки допинга, то надо начинать с времен Древнего Рима.
— Отвлечемся от вечной темы. Какие планы на оставшуюся часть сезона? — Пока сам в неведении. Со дня на день жду от руководства список ближайших соревнований. Скорее всего, это будут гонки во Франции или Швейцарии. Потом собираюсь на чемпионат Беларуси наконец-то выбраться. А то постоянно какие-то проблемы — ведь надо заранее распланировать, заказать билеты. К тому же я последние два года числился запасным на участие в “Тур де Франс” и вынужден оставаться на месте. В этот раз тоже не знаю, попаду ли в число участников. Известны четыре человека, которые точно поедут от нашей команды. А по поводу остальных у руководства нет ясности. Мне пока не говорят ни да ни нет.
Андрей Куницкий: 4 тысячи километров учебы
— “Джиро” оставила хорошие впечатления — полезный во всех отношениях опыт. До этого в теории знал, как надо готовиться к таким гонкам, теперь же на практике ощутил, как правильно ехать, выбирать отрывы...
— Уже определился, в чем твой хлеб профессионального велосипедиста? — На “классифику” (высокие места в общем зачете. — “ПБ”.), как Броник (Самойлов. — “ПБ”.), не претендую. Скорее, считаюсь специалистом по равнинным этапам, по отрывам. Могу на что-то рассчитывать в коротких многодневках. Не очень длинные подъемы преодолеваю уверенно, вот и на первой неделе “Джиро” чувствовал себя нормально. Но когда начинаются высокие горы, приходится тяжелее.
— На одном из этапов ты принял участие в длительном отрыве… — Честно говоря, не собирался этого делать. Просто отправился вперед, на розыгрыш промежуточной премии. Но так получилось, что вчетвером добились просвета от основной группы. Что же теперь было делать? Не поворачивать же назад. Тем более что “Аква и Сапоне” была представлена двумя гонщиками — мной и Машарелли. Пришлось крутить педали.
— Машарелли — сын менеджера вашей команды. Понятно, почему впереди работал в основном ты… — Ну, зачем же так… Он уже просто ехал на пределе и не мог прибавить. Если человек действительно не тянет, то какие могут быть претензии. А вообще мы почти с начала отрыва понимали: нас все равно догонят. Выиграть борьбу против трех полноценных команд, работавших в пелетоне, казалось нереальным. Однако все равно не прекращали усилий — мало ли что может случиться. В итоге нас настигли незадолго до финиша.
— Однако ты успел передать привет телезрителям… — Не поверишь — не помню. Мне родители тоже говорили, что я помахал в телекамеру. Но в памяти момент почему-то не отложился.
— При таких нагрузках неудивительно. В сложные минуты не проскальзывало желание сойти? — Даже мысли такой не допускал. Если было трудно и приезжал в глубоком отвале, все равно понимал, что надо терпеть. Обязан был финишировать по-любому.
— В итоге старался не зря. И в гонке с раздельным стартом показал 15-е время, наравне с некоторыми признанными специалистами в этой дисциплине… — На “разделку” настраивался. Давно не ездил, хотел проверить себя, показать хороший результат. Кроме того, это была своеобразная репетиция перед чемпионатом Беларуси. Наверное, мог и более высокое место занять, если бы стартовал не в числе первых номеров. Утром в субботу шел дождь, и на дороге осталось много луж, мешавших выписывать правильные виражи. И тот, кто выходил на дистанцию позже, имел преимущество.
— Значит, после “Джиро” отправляешься домой… — Да, надо отдохнуть немного. А то три недели света белого не видел. После гонок чуть отойдешь, сразу массаж, потом поужинаешь и спать. К тому же три недели одни и те же лица. Ребята даже шутят: дескать, видеть тебя больше не могу, забудь номер моего мобильного телефона ну и далее в том же духе. Ко всему прочему, дома дела накопились. Надо закончить учебу в гродненском физкультурном институте. Надеюсь, преподаватели с пониманием отнесутся к моей отлучке и достойно оценят те знания, которые я получил, накручивая четыре тысячи километров на велосипеде…
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.