С 1 июня в стране проходит операция "Чистый воздух". Длиться она будет до конца месяца. В этот период Госавтоинспекция проводит рейды по выявлению автомобилей с "неправильным" выхлопом.
В городе Минске во время проведения операции "Чистый воздух" ГАИ проводит рейды совместно с Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мы решили побывать в таком совместном рейде.
Группа экологического надзора ДПС Ленинского района и двое сотрудников Комитета природных ресурсов знают друг друга очень хорошо. За время проведения акции совместными усилиями выявлено большое количество нарушителей. От таких совместных рейдов польза обоим ведомствам: Госавтоинспекция получает в свое распоряжение самое новейшее и технологичное оборудование, а сотрудники комитета - возможность проверить качество отработавших газов в любом автомобиле, ведь без участия инспектора ДПС они не имеют права останавливать водителей на дороге.
Вместе мы выехали на оживленную улицу Ленинского района столицы. Прибор был извлечен из упаковки, настроен и готов к действию. К сожалению, сегодня мы могли проверять только бензиновые автомобили на содержание СО и СН в отработавших газах, так как для проверки дымности дизельных двигателей необходим был другой прибор.
Норма содержания углеводородов в выхлопных газах автомобилей такова: СО - не более 1,5%, СН для 4-цилиндровых автомобилей - не более 1200 единиц, для автомобилей с большим количеством цилиндров - не более 3000 единиц. Процент дымности отработавших газов для автомобилей без турбины не должен превышать 40%, для автомобилей с турбиной - 50%.
Сам замер должен происходить по следующей схеме. Если замеряют уровень СО и СН, то делается это на холостых оборотах двигателя, но при этом двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры. Так что если вы только что выехали со стоянки, то попросите работников ДПС подождать и дайте автомобилю хорошо прогреться, потому как "на холодную" показания прибора будут выше.
Все приборы должны быть снабжены документами. Самый главный (его достаточно одного) - свидетельство о том, что прибор прошел проверку Госстандарта. Такая проверка должна проводиться раз в полгода, так что внимательно смотрите на даты. Кроме того, сам прибор должен быть опломбирован. У нас с приборами все было в полном порядке, поэтому останавливать автомобили мы начали незамедлительно.
По словам работников ГАИ, самыми ненадежными в плане выхлопа автомобилями являются Audi 80 и 100 до 1995 года выпуска и Ford Scorpio. Порой несоответствие встречается у Volvo. Очень редко "попадаются" на выхлопе французские и японские машины. И, конечно, все Жигули, Москвич и старые грузовики любых марок априори под подозрением. Все эти авто привлекают к себе повышенное внимание, поэтому и останавливали их в этот день чаще других.
И не без оснований. Много было нарушителей, но много и удивительных фактов. Например, очень древняя Volvo вдруг показала нулевые проценты, а не очень старая Mazda оказалась злостным нарушителем. Попался даже водитель, которого вчера уже оштрафовали за несоответствие СО и СН нормам.
Всем нарушителям по новому Кодексу об административных правонарушениях грозит штраф в размере от 15.500 до 150.000 белорусских рублей.
Так что если вы не уверены в своем автомобиле - съездите на станцию и отрегулируйте систему выхлопа.
Татьяна ЦЫРФА. Фото автора.
КАРПАЕВ Василий Васильевич, инспектор группы экологического надзора ДПС ОГАИ Ленинского РОВД г.Минска, старший лейтенант милиции:
- В период проведения этой акции мы выписываем около 10 протоколов в день. Плюс еще 6-7 выписывают сотрудники Комитета природных ресурсов. Так в принципе было всегда. Нельзя сказать, что за последнее время ситуация изменилась. Раньше, например, считалось, что только у старых автомобилей проблемы с выхлопом. На самом деле все относительно. Можно встретить 30-летнюю машину с нулевым содержанием и автомобиль середины 90-х "поймать" с нарушениями.
Лично я бы посоветовал всем водителям хотя бы раз в три месяца бывать на станции и проверять уровень СО и СН или дымность.