21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

ПОЛЬСКИЙ СЮРПРИЗ

26.08.2009 08:48 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Польский сюрприз
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

http://www.belgazeta.by/20070625.25/040120421

Первое же заседание рабочей группы высокого уровня, обсуждавшей перспективы нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк, закончилось безрезультатно. По информации украинских СМИ, Киев не согласился со ставшим для него неожиданным предложением Варшавы изменить одобренный экспертами Еврокомиссии маршрут нефтепровода. По этой причине отложено подписание межправительственного соглашения по данному проекту и сорваны сроки заключения договоров о поставках сырья по будущему нефтепроводу.

А ведь еще месяц тому назад на эти трубы всерьез рассчитывали Александр Лукашенко и Ильхам Алиев, обсуждавшие в Минске возможность поставок азербайджанской нефти в Беларусь. Впрочем, кто уже только не надеялся на эту нефтепроводную дугу! Даже Казахстан собирался участвовать в его строительстве, а президент Литвы Валдас Адамкус, согласно сообщению «Интерфакса», назвал постоянные поставки нефти по обходному нефтепроводу «наиболее реальной альтернативой уже существующим маршрутам доставки углеводородов в Европу». Но, похоже, все эти ожидания оказались неоправданно завышенными и несколько преждевременными.

Вопреки имеющимся договоренностям с ЕС и Украиной Варшава предложила изменить маршрут проекта, пролегающий по польской территории. Полякам вдруг захотелось, чтобы нефтепровод Одесса-Броды соединился с временно неэксплуатируемым северным отрезком трубопровода «Дружба» в районе Адамовой Заставы на границе с Беларусью, а не в пункте Ожехово, как было согласовано ранее. Возможно, такой вариант выгоднее для Польши, поскольку потребует от нее значительно меньше капиталовложений. Беларусь в любом случае тоже не проигрывает. Но утвержденный маршрут нефтепровода признан европейскими экспертами оптимальным сразу по нескольким причинам.

Этот маршрут был выбран из пяти альтернативных вариантов и позволял сэкономить $100 млн. на строительстве трубопровода и насосных станций, поскольку был самым коротким (на 70 км), не проходил через реки и не вторгался в природоохранные польские зоны, в то время как маршрут, предложенный Польшей, и длиннее, и пролегает через территорию заповедника, нарушая тем самым экологические нормы ЕС. Те самые законодательные нормы, которые также должны неукоснительно соблюдаться при строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ), прокладываемого по дну Балтийского моря, и которые, по мнению властей Польши и стран Балтии, собираются нарушить строители.

Однако совсем не экологию имел в виду посол Польши на Украине Яцек Ключковский, заявив на пресс-конференции в Киеве, что «если балтийский газопровод будет построен, то он должен быть построен в соответствии с европейским законодательством». И пояснил: «По стандартам ЕС, недопустимо, чтобы поставщик был одновременно собственником газопровода». Наверное, поэтому Польшу в проекте Одесса-Броды перестал устраивать и прежний формат реализации проекта. Теперь Варшава настаивает, чтобы основные функции по управлению нефтепроводом были переданы украинско-польскому СП «Сарматия», а не ОАО «Укртранснефть» и PERN Przyazn, которые несут ответственность в своих странах за эксплуатацию и строительство нефтепроводов. И это также нарушает прежнее межгосударственное соглашение от 2003г.

Впрочем, все это форма, а по существу изменения, предложенные польской стороной, носят преимущественно экономический характер. Собственно, так же, как и возражения против строительства СЕГ. Что и подтвердил польский дипломат, заявив, что газопровод, построенный в обход Украины, Польши и Беларуси, принесет им убытки. «Этот газопровод не будет полезен ни Украине, ни Польше, ни Беларуси. Мы считаем, что там затраты будут огромные, и это будет газ, за который заплатит европейский потребитель»,- цитирует Ключковского агентство «Новый регион».

Но СЕГ - это все же российско-немецкий проект, где мнением Польши заинтересованные стороны могут пренебречь. А вот украинской стороне в любом случае придется добиваться компромисса в ходе очередных переговоров, намеченных на конец июня. Если же Украина согласится на изменение маршрута, то потребуется новый бизнес-план, на который уже потрачено 2 млн. евро, выделенных ЕС и, следовательно, оплаченных европейским налогоплательщиком. И пока Варшава с Киевом не договорятся, всем остальным сторонам, заинтересованным в этом маршруте доставки нефти, вряд ли стоит считать проект «реальной альтернативой».

Дело в том, что проведенное европейцами технико-экономическое обоснование не подтвердило коммерческую эффективность нефтепровода, который, скорее всего, следует рассматривать просто как дополнительный вариант, в некоторой степени повышающий энергетическую безопасность Евросоюза, готового поэтому его финансировать. Пока же Одесса-Броды-Плоцк - это только социально-значимый проект, который, по признанию премьер-министра Украины Виктора Януковича, вполне может стать рентабельным в случае наполнения нефтепровода российской нефтью. Но именно Польша не хочет повысить его экономическую эффективность, поскольку не соглашается на участие России в проекте Одесса-Броды-Плоцк.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Первое же заседание рабочей группы высокого уровня, обсуждавшей перспективы нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк, закончилось безрезультатно. По информации
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика