КОГДА ПИАР — СПЛОШНОЙ КОШМАР!
КОГДА ПИАР — СПЛОШНОЙ КОШМАР!
Образ современных мужчины и женщины, который записывается в подсознании после прокрутки роликов, далеко не самый привлекательный. Если когда-либо инопланетяне будут дешифровывать эти «сюжеты», то дамы XXI века будут представлены в виде неаккуратных глупых особей, которым нужно постоянно мыться, бриться и готовить пищу. Еще совсем недавно крутился ролик, который без содрогания и чувства брезгливости невозможно было смотреть. На волосах у барышни сидит маленький монстрик, который в состоянии агрессии взъерошивает волосы. Оказывается, от него можно избавиться только при помощи известного бренда. Так что же, простите, входит в состав этого самого шампуня, который травит заразу и одновременно улучшает структуру волос? Когда говорят о том, что с тараканами можно бороться при помощи «Дихлофоса», никто не утверждает, что он является также и ароматизатором. Не так ли? А как вам дамочка, обнюхивающая свои подмышки и чувствующая, что запах «отдает» свинкой? Вообще, реклама действительно стала дурно пахнуть. Таблетки от расстройства функций кишечника, дезодоранты, освежители унитазов — у человечества, похоже, других проблем не осталось. К одной — с «Лаской», к другой — с норкой …Вот Лолита Милявская, мило улыбаясь, уверяет нас, наивных и простодушных, что «виной» ее очарования и красоты является крем «Серебряный жемчуг». Но кто поверит в то, что в ванной комнате продвинутой артистки стоит знакомый российский флакончик? Наивнейший из наивных… Как, впрочем, и то, что у девушки (или женщины?), болтающей с подружкой в лифте, крем «Диадемин» заменил тысячу лифтингов. Ибо, как говорила Ирина Понаровская, самый эффективный крем — скальпель хирурга. И ни один самый лучший в мире крем не сделает из женщины бальзаковского возраста набоковскую Лолиту. Но, видимо, производители сего продукта считают, что наша женщина проста, как советский рубль — «спереди Ленин, сзади — единичка», и все принимает за чистую монету… Вообще, представительница прекрасной половины человечества в телерекламе глупеет год от года. Вот красавица в красном платье прибегает на встречу к друзьям, которые буквально на ходу одаривают ее комплиментами. А счастливица, не долго думая, тут же открывает свой секрет, достав из сумки пачку стирального порошка «Ласка». Мол, затерялся случайно среди расчесок и помадки… Адамы из телерекламы Белорусский исследователь Татьяна Дубовцова обращает внимание на такой факт. В телерекламе сухих супов, стиральных порошков и отбеливающих средств мужчины не присутствуют. Сама увлеченность рекламных женщин рутинным домашним хозяйством, их маниакальная одержимость по поддержанию чистоты — все это выдает скрытое наличие «маскулинности» в рекламе, так как блистающие белизной рубашки и дымящиеся тарелки супов предназначены именно для него — мужчины. Если мужчина и присутствует в рекламе, то где-то на задворках, обычно в самом конце, когда все уже готово к его появлению. Цельный мужской персонаж — редкий гость в рекламе разнообразных средств для домашнего обихода. Отмечают эксперты и присутствие в рекламных сюжетах скрытого насилия по отношению к мужскому телу. Мужское тело, появляющееся в роликах, часто отмечено изъяном, едва заметным недостатком, который можно легко и просто устранить. Так, мужчина либо страдает от голода, и тогда женщина преподносит ему дымящуюся тарелку супа, либо он является жертвой неких агрессивных сил, атакующих его тело извне (например, простуда, или же бактерии, вызывающие неприятный запах, или же перхоть, засыпающая плечи его черного костюма). И тогда женщина вступает в противоборство с этими силами и находит быстрое решение проблемы, предлагая тот или иной рекламируемый товар или услугу. Умелые женщины и непрактичные мужчины — это клишированные образы, подчеркивающие естественность подобных гендерных отношений. Часто на экране мелькает реклама, в которой женщины бросают на мужчин обожающий интимный взгляд, обнимают, целуют. Однако образ нежной, трепетной девушки-лани, как, впрочем, и образ женщины-домоседки, далек от реалий. Уже сами мужчины согласились с тем, что сильный пол — это мы, женщины. И постепенно они отдают бразды правления в наши сильные руки. Нет, пожалуй, теперь ни одной профессии, где бы женщина не стремилась занять лидирующие позиции. Даже в исконно мужской области — программировании — дамочки в последние годы теснят кавалеров. Современные Евы обожают криминальное чтиво, триллеры, а кое-кто в свободное от мытья посуды время (по утверждению Агаты Кристи, именно тогда у нее рождались сюжеты детективов) и сами не прочь сочинить всевозможные «ужастики». Ведь не зря же авторами самых успешных криминальных романов являются именно женщины. Приведу пример, который для людей со слабыми нервами предлагаю представить как метафору: если из окна многоэтажки выпадает женщина, она в большинстве случаев выживает. У мужчин же сердце разрывается от страха еще в полете. Потому что они яснее представляют себе последствия и «отключаются» заранее. А французский психиатр Анри Жиро, обследовавший в 1986 году двух молодых террористок, сделал заключение о том, что традиционная роль женщин резко изменилась — они больше не хотят быть игрушкой в мужских руках и поэтому проявляют особое рвение, стремясь отобрать власть у мужчин. Поэтому всякие там «муси-пуси» в рекламе — это для той тонюсенькой прослойки женщин, которые смирились с исконной ролью домохозяйки и о карьерном росте и профессиональных амбициях даже не помышляют. «Птичку жалко»! И Леню тоже Когда-то Андрей Битов сказал замечательную фразу: «Язык всегда прав». Действительно, язык вынужден называть все вещи своими именами, и оттого он впитывает время как губка. Как был озвучен XX век? Какие лозунги времени мы повторяли? «Человек — это звучит гордо», «Не верь, не бойся, не проси», «Рукописи не горят»… С семидесятых годов народ заговорил цитатами из комедий Гайдая: «Птичку жалко!», «Поскользнулся, упал, очнулся — гипс», «Цигель, цигель, ай-лю-лю»!.. Можно перечислять до бесконечности. Ильф и Петров, Высоцкий, Райкин и иже с ними целиком разошлись на поговорки и крылатые фразы. А вот конец века, на который пришлось вторжение рекламы в нашу жизнь, принес уже совсем другие «слоганы» — «Не тромозни, сникерсни», «Баунти — райское наслаждение», «Имидж — ничто, жажда — все», «Звезду графу Суворову!» и т.д. Недавно мы их тоже повторяли на каждом углу. А потом… какой-то вакуум. Можете ли вы вспомнить хотя бы одну яркую фразу из последних рекламных роликов? Сплошные наречия в превосходной степени и глаголы в повелительной форме… Ни одна фраза из всего этого «потока сознания» мне, к примеру, так и не приходит на ум. Несусветная скука, однообразие и примитивизм. Даже Леня Голубков, призывавший в конце века нести денежки в «МММ», был более харизматичен, чем серые невыразительные мужские лица из того же потока пивной рекламы. Конечно, рекламу «а-ля Канны» сделать нелегко, но подключать фантазию, творчество и мозги к процессу производства подобных роликов просто необходимо. На том же «Дискавери» крутят немало приличных роликов — разуйте глаза, дорогие наши пиарщики! Ну а пока народ, увидев заставку «реклама», тут же хватается за пульт, чтобы нажать кнопку выключения звука. Или переключиться на другой канал. Всю неделю «поработав» пожирателем рекламы, я сама чуть не впала в хандру. Хотя один ролик мне, честно говоря, запал в душу. Эмансипированная Анжела «перед лицом своих товарищей» честно заявляет, что мужа и краску она выбирает сама. Браво, Анжелика! Браво, «Тиккурила»! Елена ЕЛОВИК |
|