«Верасы» не хотели петь «Малиновку»
«Верасы» не хотели петь «Малиновку»
Вместе с композитором Василием Раинчиком «Комсомолка» пролистала страницы истории легендарного ансамбля
В первых «Верасах» по-настоящему петь умела только Надя Микулич
Как ни странно, но начинались «Верасы» не совсем с композитора Василия Раинчика. Как говорит сам Василий Петрович, он в то время (1973 год) «учился в консерватории, играл по вечерам в ресторане и никого не трогал». Правда, легенды о Раинчике в музыкальной среде уже ходили - они на пару с будущим «песняром» Игорем Паливодой так виртуозно исполняли на двух роялях мировую классику и джаз, что срывали гром аплодисментов у профессоров консерватории (кстати, Раинчик окончил консерваторию дважды - как пианист и как композитор). В это время четыре девушки - Ядя Поплавская, Люцина Шеметкова, Надя Микулич и Люда Вознюк - работали как женский квартет «Верасы» в филармонии с заслуженным артистом Эдуардом Мицулем, пели у него на бэк-вокале. А тут надвигалось время Всесоюзного конкурса артистов эстрады. «Верасы» решили стать ВИА, набрали музыкантов, в том числе Александра Тихановича, и пришли к Раинчику. Попросили подготовить их к конкурсу. С конкурса «Верасы» вернулись лауреатами. А на следующий ехали уже с новым руководителем – Василием Раинчиком. Почти десять лет состав ансамбля оставался неизменным. Правда, одна серьезная потеря случилась вскоре после образования ВИА. Главной солисткой первых «Верасов» была Надежда Микулич - кроме нее, по признанию руководителя, по-настоящему больше никто петь не умел. - Надя была в то время изящная, фигуристая - что называется, кровь с молоком, - вспоминает Раинчик. - Потом она родила, стала чуть пышнее. А на Центральном телевидении был такой музыкальный редактор Тернявский, он сказал: все, больше «Верасы» не возьмем, если солистка не похудеет. Микулич честно пробовала похудеть - не ела днями. Но по ночам, бывало, летела к холодильнику. Когда в 1980 году композитор Эдуард Ханок предложил «Верасам» несомненный хит «Малиновка», петь его уже было некому - Микулич коллектив покинула.
Ядвига Поплавская не хотела пить «Малиновку»
Мало кто помнит, но первой «Малиновку» спела Людмила Исупова из «Песняров». Песня не пошла. А однажды Раинчик, экспериментируя на синтезаторе, придумал «свистящее» вступление и загорелся идеей именно в такой аранжировке спеть эту бесхитростную песенку. Собрал «малый худсовет» у себя дома - кроме него и его жены Ирины Цветковой (они поженились еще в консерватории, до «Верасов») - были Саша Тиханович и Ядя Поплавская (а они стали мужем и женой уже в «Верасах»). - Когда я первый раз показывал «Малиновку» и говорил, что будем ее петь, жена стала меня стыдить: «Мы что, опустимся до такого уровня? Будем перед всей страной такую песню убогую петь?» - со смехом вспоминает Василий Петрович. - Мы в то время «Битлз» на восемь-девять голосов раскладывали, а тут «Малиновка». Яде тоже она не понравилась. Но я уже тогда был диктатором, сказал, что будем петь - и все. И сказал, что завтра эту песню будут петь все. Доказать не мог, но интуитивно чувствовал. А Саша Тиханович, который вообще тогда не пел, сказал: «Я спою, не слушай их». Но нужен был еще и женский голос. Один был - Светлана Скачко. Но его было мало. Второй нашелся весьма оригинально. «Верасы» выступали в районном ДК в Иваново Брестской области. Там-то Раинчик и увидел на фото на стенде девушку, которой суждено было стать исполнительницей самого громкого хита «Верасов». Девушку по имени Надя разыскали в какой-то деревне. Привезли в Минск. Для пущего антуража купили настоящую свистульку, из которой Надя как бы выдувала знаменитый пересвист. Руководитель «Верасов» как в воду глядел - после «Песни-80» в Москве «Малиновка» зазвучала чуть ли не из каждого утюга. А ВИА «Верасы» вошли в элиту советской эстрады. И в следующие пять лет каждый год стали выдавать по настоящему хиту - «Я у бабушки живу», «Завiруха», «Карнавал», «Звезда любви», «Караван», «Музыка для всех», «Любви прощальный бал»…
С гастролей «Верасы» возвращались миллионерами
Жена Василия Раинчика Ирина Цветкова (она, кстати, как и муж, дважды окончила консерваторию - как пианистка и как композитор) пришла в ансамбль на пике его славы, в 1982-м. Сегодня она пишет книгу о «Верасах», но не уверена, что книга когда-нибудь выйдет - уж слишком много пикантных подробностей собралось на ее страницах за тридцать с лишним лет истории «Верасов». - Людей раздражают рассказы о чужом богатстве, - замечает Ирина Михайловна, - а «Верасы» в 80-е были настоящими миллионерами. В 1983 году в Узбекистане мы дали 120 концертов, можете себе представить? 20 концертов подряд в одном небольшом городе, например в Новокузнецке, - это было нормой. Представляете, какие были сборы? Мы приезжали с гастролей и могли купить себе все с одной поездки: машину, мебель, рояль - и оставались деньги еще на одну машину. Хотя Раинчик всегда был богатым человеком - он очень быстро пишет ноты. Я подсчитала, он написал 76 песен для «Верасов». А всего песен в репертуаре ансамбля 156. А уж городов, которые мы с ними объездили, куда больше.
Юля Скороход ушла из «Верасов» из-за Анжелики Агурбаш
В 1986 году «Верасы» по личным причинам покинул Александр Тиханович, вслед за ним ушла Ядвига Поплавская. Василий Раинчик раздумывал недолго, да и некогда было раздумывать – «Верасы» были заявлены на Днях культуры БССР в Словении, сорвать концерты было никак нельзя. Место Тихановича и Поплавской заняла студентка музучилища Юля Скороход. Она и пела, и играла на синтезаторе партию бас-гитары. К тому времени ее старший брат Альберт Скороход уже успел занять свою нишу на белорусской эстраде, к тому же Василий Раинчик хорошо знал отца Юли и Альберта - в свое время они играли вместе в ресторане. Однако с Юлей повторилась та же история, что в свое время с Надеждой Микулич - крест на ее карьере поставило ТВ. Руководство московского Центрального телевидения не устроил имидж новой солистки «Верасов». Впрочем, не это стало главной причиной ее ухода. В конце 80-х в «Верасах» появилась Лика Агурбаш (в то время Анжелика Ялинская) - победительница первого в Беларуси конкурса красоты. - Юлька заявила, что не будет с ней петь, - вспоминает Раинчик. - Дошло до абсурда, который в артистической среде считается нормой. Когда Лика пела свою первую песню в филармонии, Юля ходила позади нее и зудела. Скороход покинула «Верасы» и увела за собой всех музыкантов – всем коллективом они протестовали против Лики. Коллектив покинули даже сын Раинчика Сергей и верная спутница жизни Ирина Цветкова. - Я ушла, как только начались фонограммы, - не могла делать вид, что играю, - объясняет она. Юля Скороход в скором времени уехала в Швецию, вышла замуж за продюсера, работавшего ни много ни мало с группой Army of Lovers. А «Верасы» в 1988 году остались в составе двух человек - самого Раинчика и Лики Ялинской. Была, правда, попытка найти Лике напарницу. Раинчик как раз написал песню «Кукла Мадонна», и ему нужна была яркая исполнительница. Помог знакомый журналист из «Комсомолки», привел, точнее, привез из Питера в Минск очень яркую и голосистую Надежду Воеводину. Она спела «Куклу Мадонну» на «Славянском базаре», но дальше дело не пошло - Лика уперлась: никаких дуэтов.
Лика ввела в Беларуси моду на фонограмму
Пожалуй, только Раинчик верил в Анжелику. Пять лет он делал из нее певицу, написал специально для нее 40 песен. - Учили ее петь как могли, - улыбается композитор. - Она была чертовски работоспособна. В 8 утра уже стояла у меня дома под дверью: «Пойдемте работать». Правда, работать она предпочитала под модную в то время фонограмму. По этой причине, было дело, Лику Ялинскую не пускали на «Славянский базар». - Я возмутился, ведь тогда под фонограмму кучу народу пело на том же «Славянском базаре», - рассказывает Раинчик. - Только они об этом стыдились говорить, а я ничего не скрывал. На том запретном «Базаре» Лика все же появилась. Говорят, благодаря богатому поклоннику из Москвы. Он заключил соответствующий спонсорский договор напрямую с руководством фестиваля (тогда «Базаром» рулил некто Винников, который потом отсудил себе бренд «Славянский базар», а наш фестиваль стал называться «Славянский базар» в Витебске»). Поклонник Лики вложил в фестиваль 25 тысяч долларов. Некоторые, правда, требовали вернуть Ялинской деньги и убрать ее из программы, но деньги уже были использованы на декорации. Таким образом, Лика получила возможность спеть две песни, засветиться в прямом эфире, и на другой день проснулась знаменитой. Уходила Лика из «Верасов» пышно, со скандалом - жаловалась, что ее раздевают. За пять лет специально для нее было сшито невероятное количество сценических костюмов, и все они числились на балансе ансамбля, так что оставить их как сувениры на память ей просто не разрешили.
Роман Иры Дорофеевой и Сергея Раинчика придумали родители
Иру Дорофееву Раинчик заприметил еще школьницей. Она побеждала на разных конкурсах, а когда в 1994 году появилась в «Верасах», то смешала все карты Лике. - Когда Дорофеева вышла первый раз на сцену в составе ансамбля, Лика на нее посмотрела так, что Ира забыла слова, - вспоминает Василий Петрович. - Но не отступилась. Появление новой солистки тут же обросло слухами: мол, у Дорофеевой роман с Сергеем Раинчиком, сыном Василия Петровича. На концертах они бросали друг на друга влюбленные взгляды, в газетах появились фото, на которых молоденькая солистка таяла в объятиях Раинчика-младшего. - А ведь эти снимки делали мы сами, - признается Василий Петрович. - Тогда не было еще такого понятия как пиар, но мы нащупали этот способ привлечения внимания и использовали его вовсю. Сергей тогда был неженат, так что мы могли себе позволить пошалить. Тем более что Ира, которая родом из Могилева, некоторое время даже жила у Сергея на квартире. Но между ними никогда ничего не было, а жаль. Хорошая была бы пара. По сути, на Дорофеевой закончилась официальная история легендарного ВИА. В 1996 году, когда певица ушла делать сольную карьеру, «Верасы» формально перестали существовать. Появилась Виктория Алешко и группа «Верасяты», но уже под крышей Молодежного театра эстрады, руководителем которого и стал Василий Раинчик.
НАШИ ДНИ Новые «Верасы» перепоют старые хиты
Пару месяцев назад Раинчик решил возродить «Верасы». Эта идея пришла вместе с четырьмя новыми солистами. - Вика Алешко закончила университет, мы выдали ее замуж, и я уж собрался было вплотную заняться песнями и театром, но тут появились эти ребята. Они совсем молодые. Оле Сансевич 18 лет, она студентка. Марте Голубевой - 17, она школьница. Парни чуть старше - Саше Завгороднему 21, он учится на геофаке БГШУ, а Леша Жос до сих пор продает ковры в ГУМе, но сейчас как раз оформляется к нам на работу как артист ансамбля «Верасы». Для этой молодежи песни «Верасов» - чистый лист бумаги, с чистого листа и начнем, - заявил Раинчик. - Ведь «Верасы» - это не просто ансамбль, это шире, это одно из самых красивых явлений в белорусской культуре. Старт у новых «Верасов» получился завидный - с концерта в Мирском замке (на прошлой неделе его показали по ОНТ). Впереди День Независимости и «Славянский базар». Кстати, из всех составов ансамбля этот единственный, кому Василий Раинчик доверил перепеть старые хиты «Верасов». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вместе с композитором Василием Раинчиком «Комсомолка» пролистала страницы истории легендарного ансамбля
|
|