Не могут или не хотят?Несмотря на пугающий уровень пиратства в Беларуси, индустрия электронных развлечений как раз имеет тенденцию к распространению лицензионных дисков. Оно и неудивительно - не каждый может позволить себе купить Windows Vista за $200-250, в то время как локализацию компьютерной игры приобрести не составляет труда (редкий диск будет стоит дороже $15). Однако, несмотря на кажущуюся идиллию, у торговых точек проблем хватает.
Прежде чем начать рассказывать суть проблемы "продавец-покупатель" и задаваться вечным вопросом "Кто виноват?", хочу обратить внимание читателей на то, что все нижесказанное - взгляд на сегодняшнюю ситуацию инсайдера, который ежедневно работает с компьютерными дисками. Ну а дальше вы сами понимаете: "мнение автора может не совпадать с мнением уважаемой редакции" и т. д. и т. п. На первый взгляд, цепочка между понятиями "игра" - "покупатель" необычайно проста. Издатель получает от разработчиков финальный вариант их проекта, мастер-диск отправляется в печать, следует официальный анонс. От складских помещений российских "1С", "Буки", Нового диска", "Акеллы" и "Руссобит-М" по всему СНГ разъезжаются грузовики - диски едут к предпоследнему звену отработанной схемы - к дистрибьюторам и региональным представителям. Именно к ним на местные склады приходят представители крупных магазинов и частные предприниматели - они отбирают товар, а затем работают с обычными покупателями. Последняя стадия - тема для отдельного разговора, так как именно здесь начинаются сбои всей системы и долгое противостояние "пользователи - продавцы/разработчики/издатели". Вполне естественно, что человек, увидевший игру на прилавке, просмотревший красочные скриншоты и даже прочитавший описание новинки, хочет получить качественный, стабильно работающий на компьютере продукт. О множестве же нюансов, присущих высоким технологиям, большинство предпочитает не задумываться. А зря, потому что впоследствии работники розничной торговли заведомо игнорируют потенциальные хиты, берут хорошо расходящийся треш и заставляют игроков с досадой говорить о том, что игру n можно купить только за рубежом. Остановимся на частых случаях возврата дисков, чтобы попытаться выяснить, кто же виновен в сложившейся ситуации на рынке.
Фаворит в данной номинации - фраза "игра не запускается". Лечится недуг простыми, но действенными способами: обновлением драйверов, поиском соответствующих патчей, переустановкой системы или недолгой манипуляцией с настройками запускаемого приложения. Патчи (обновления) - головная боль для всех издателей. С одной стороны, не у каждого есть интернет-соединение для своевременного скачивания необходимых файлов. С другой, если ждать, пока игра избавится от всех глюков, то резко возрастет количество "сталкеров", которые мы ждем по пять-шесть лет. К примеру, тот же StarCraft, несмотря на свой более чем почтенный возраст (10 лет), до сих пор получает необходимые заплатки. Решение проблемы найти практически невозможно, поэтому все должно решаться в индивидуальном порядке. Покупатели должны внимательно читать системные требования (чтобы хотя бы знать, под какую "винду" запустится игра) и старатся приобретать хотя бы минимально пропатченные продукты. При крохотном размере обновления (вы не поверите, но такое тоже случается, продавец может закачать спасительный файл на дискету или записать на принесенный DVD-RW заплатку побольше. Лучше потратить немного внимания на устранение проблемы, чем получить возвращенный диск, отвернувшегося покупателя и, не дай бог, запись в жалобную книгу.
Случаи, скорее, курьезные, но вот продавцам вряд ли от этого легче. Речь, как вы догадались, об английских версиях игр. Минули те времена, когда, кроме оригинального текста, можно было довольствоваться пиратскими "русефекациями" - если раньше настоящий геймер чаще всего отличался высоким знанием английского (попробуйте пройти какую-нибудь древнюю RPG в оригинале), то теперь языковой барьер практически пал. Исчез со стола англо-русский словарик, появились качественные локализации... Но не все спокойно в датском королевстве - иной раз пользователь не обращает внимания на надпись "Английская версия" на диске, распечатывает упаковку, а затем тут же бежит к месту покупки злосчастной игры. Игры, равно как и продавцы, конечно, тут ни при чем - в очередной раз напоминаем о внимательном прочтении всех надписей на диске.
Вот мы и подобрались к самой главной проблеме сегодняшнего разговора. Лицензионные ключи используются для защиты игры от копирования, авторизации пользователей и избегания случаев "купил игрушку - все соседи теперь играют". С коммерческой и моральной точки зрения все правильно: раз уж вам понравилась работа разработчиков, то будьте добры оплатить результат их стараний. Вся сложность лишь в том, что иногда на игру даже не удается взглянуть - после идентификации диска в приводе оказывается, что набранный с упаковки ключ не подходит. Самое главное - не паниковать. Если диск был запечатан, значит, продавец тут точно ни при чем. Разумнее всего обратиться в техподдержку издателя (отправив электронное письмо в рабочий день, вы получите ответ в течение пары часов). Как правило, официальные издатели идут навстречу пользователям, просят прислать отсканированную обложку диска или "проблемный" ключ. Если не помогло, то тогда ситуация практически тупиковая - продавец никак не сможет проверить неполадку (случается ведь и так, что верный ключик остается на винчестере хитрого покупателя), взяв обратно товар, он его теперь никогда не продаст. Вывод - обязательно проверяйте упаковку диска, требующего интернет-активацию, на целостность; в случае ошибки требуйте решения проблемы от техподдержки издателя.
Пока о полном исчезновении проблем у лицензионных дисков можно только мечтать - законодательство мало обращает внимания на рынок электронных развлечений. Издатели и крупные дистрибьюторы с покупателями напрямую не работают, поэтому готовы решать проблемы лишь отчасти. Остаются работники розничной торговли и мы с вами, пользователи. Поцарапанные при перевозке диски, глючные игры и невозможность запуска приложений, конечно, не дело, но стоит ли искать виноватых только вокруг себя? Куда рациональнее вникнуть в произошедшее, попытаться с уважением отнестись друг к другу и общими силами решить проблему. Пока этого не будет, о динамичном и насыщенном рынке компьютерных игр можно только мечтать. Антон БОРИСОВ
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Несмотря на пугающий уровень пиратства в Беларуси, индустрия электронных развлечений имеет тенденцию к распространению лицензионных дисков. Однако, не
|
|