ВЫБИРАЕМ ДЕТСКИЙ САД
ВЫБИРАЕМ ДЕТСКИЙ САД
Ясельная, младшая, средняя, старшая, подготовительная группы — долгие годы сады в нашей стране работали как конвейер по однажды заведенной и отработанной схеме. Мамы не задумывались, какое дошкольное учреждение выбрать, -- альтернативы практически не было. Из года в год очередная порция шестилеток-семилеток выпускалась «на волю», уступая свои кроватки и игрушки деткам на год младше. В наши дни все иначе. Вариантов, куда пристроить чадо, так же много, как нарядов у модницы. Но, как известно, чем богаче выбор, тем сложнее остановиться на чем-то конкретном. Обычные ДУ Плюс данного варианта -- использование воспитателями базовой национальной программы «Пралеска». Основным принципом этой программы является развитие ребенка в различных видах деятельности (игровая, трудовая, познавательно-практическая и т.д.). После нее ребенок спокойно пойдет в школу и не будет выглядеть «белой вороной». С другой стороны, зарплата воспитателей и нянечек невелика, поэтому сложно требовать от них особого усердия. В детских садах существуют платные и бесплатные услуги. К бесплатным относятся занятия предусмотренные программой «Пралеска» -- это физкультура, музыка, кружковая работа. Платные -- к примеру, «Маленький умник» (логические развивающие игры), «Семицветик» (изо-деятельность), «Познайка» (развитие речи) и т.д. Кстати, по требованиям санитарных правил малышу разрешается посещать не более двух видов дополнительных занятий, причем они должны быть разноплановыми, например, одно дает умственную нагрузку, а другое физическую. Если вы мечтаете об энциклопедических знаниях и подготовке к экзаменам в гимназию или лицей, обычный сад вполне подойдет для вашего чада. Объясняется это тем, что начиная со следующего года все гимназии и лицеи Беларуси начнут набирать малышей только после 5 классов базовой школы. Методики Помимо национальной базовой программы, большую популярность в нашей стране получило еще несколько методик обучения и воспитания. Это педагогическая система Марии Монтессори, технология раннего и интенсивного обучения грамоте, разработанная академиком Н.А.Зайцевым (иногда ее можно встретить под названием «Методика обучения письму, чтению и счету»), а также ТРИЗ-технология. Основная идея метода Монтессори заключается в том, что ребенка можно стимулировать к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, которая имеет четкую логику построения. Среда состоит из 5 зон: практической (согласитесь, умение самостоятельно застегивать пуговицы не менее важно, чем знать алфавит), сенсорной, математической, языковой, космической (речь идет об изучении научных дисциплин). Педагог призван только помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным уникальным путем, реализуя свой творческий потенциал. Максимальное невмешательство -- главный принцип Монтессори-воспитателей. Под стать и основной девиз -- «помоги мне сделать это самому». Вся деятельность малыша направлена на освоение окружающего мира, на вхождение его в культуру, созданную предшествующими поколениями и способствует полноценному физическому и духовному развитию маленького человека. Суть технологии Н.А.Зайцева — раннее обучение малышей чтению и счету в игровой форме и движении. Дидактическим материалом являются специальные кубики, таблицы, картинки. Первые уроки проводятся с трехлетними дошколятами. На первом этапе маленькие знайки изучают цвета, размеры, звуки, учатся складывать из кубиков элементарные слова. К 4-5 годам малыши уже могут складывать до 100 слов и начинают знакомиться со счетом. К школе дети умеют читать и считать до ста. И, наконец ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать ее во многих областях, в том числе и в педагогике. Основой ТРИЗ является утверждение о том, что «все системы развиваются по объективным законам путем преодоления противоречий, поэтому законы развития должны быть познаны и использованы для получения конкретных решений». ТРИЗ используется для развития у детишек навыков системного мышления и творческого воображения, обучает их различным способам решения творческих задач, формирует в малышах открытое, не скованное стереотипами мышление и воспитывает терпимость при соприкосновении с отличающейся точкой зрения. Сад санаторного типа Первое, чем санаторный детский сад отличается от обычного, -- это количеством ребятишек в группе. Если в группе обыкновенного детского сада норма наполняемости до 20 детей, то в аналогичной по возрасту группе санаторного сада должно быть до 15 воспитанников. В младших и ясельных группах эти нормы еще меньше -- 12 человек. Второе отличие -- высокие нормы продуктов питания. Соки, фрукты ребятишки получают ежедневно, предусмотрено диетическое и гипоаллергенное питание. Меню для каждого малыша составляется индивидуально -- в зависимости от медицинских показаний. А потому оплата санаторного сада выше обычной. Третье отличие -- наличие в саду высококвалифицированного врача. В таких дошкольных учреждениях в режиме дня отведено время для оздоровительных процедур и занятий, скажем, по профилактике плоскостопия. Применяются, например, массаж, ингаляции, физиолечение. Малыши пьют лечебные фиточаи. Выбираем! Процедура устройства в сад начинается, как правило, примерно за год до поступления в него ребенка. Имейте в виду: обычно группы на 1 сентября формируются в марте-мае. Чтобы не пропасть впросак (в Минске вследствие улучшения демографической ситуации сады сейчас переполнены), лучше всего заранее присмотреть несколько дошкольных учреждений и встать на очередь. И учтите, что в некоторые сады на очередь записывают только в райисполкоме. Между прочим, именно в отделе образования вашего района вам помогут определиться с выбором сада и группы. Например, в логопедическую группу принимаются только дети с речевыми нарушениями по направлению врача. Там логопед работает с малышами постоянно и бесплатно. Более конкретную информацию о детских садах вашего района (наличие методик, санаторных групп, свободных мест и др.) вы можете узнать у инспекторов по дошкольным учреждениям районных отделов образования, их контактные телефоны приведены в таблице. Дела бумажные Тем, кто собирается отдавать своего ребенка в сад следующим летом, советуем идти за путевкой в управление образования района начиная с середины апреля 2008 года. А тех, кто хочет отправить малыша в этом году, но по каким-то причинам не встал на очередь и поздно спохватился, спешим успокоить: районное управление образования найдет место для всех детей. Для того, чтобы получить путевку в исполкоме, нужно предъявить паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении ребенка. Причем, чтобы попасть в понравившийся вам сад, не обязательно иметь прописку в том районе, где этот сад расположен. Полученное направление нужно в течение 10 дней, пока оно действительно, отнести заведующей. А справку о состоянии физического здоровья ребенка, которая выдается в поликлинике после прохождения медкомиссии, можно принести и позже, за два дня до того, как вы непосредственно соберетесь в сад. После этого между вами и руководством дошкольного учреждения будет заключен договор, в котором оговариваются права и обязанности двух сторон. Чтобы оформить своего ребенка в санаторный детский сад, нужно в первую очередь обратиться к своему участковому врачу. Понадобится справка, удостоверяющая, что ребенок нуждается в санаторном лечении. И она должна быть подписана ВКК -- комиссией, состоящей из трех врачей вашей поликлиники. Семейные детские сады Изюминка семейных детских садов скрывается в их названии. Условия, приближенные к домашним, и индивидуальный подход делают такие группы достаточно приемлемыми. Кроме того, в них очень часто находятся дети разных возрастов. А это значит, у младших детей будет возможность учиться, глядя на старших друзей. В то же время более взрослые дети смогут развить в себе чувство ответственности, взаимопомощи, привычку заботиться о ближнем. Как правило, воспитанников немного — разрастись не позволяет пространство (чаще всего это квартира в жилом доме) и отсутствие большого штата сотрудников. Подобные сады обычно не имеют никаких лицензий и, соответственно, воспитатели занимаются с детьми по собственному разумению. Можно с уверенностью сказать, что для любого малыша здесь найдутся время и силы. Но вот будет ли компания для игр? Если в группе нет детей-ровесников, вся ответственность за развлечения и организацию досуга ложится на плечи воспитателя, поэтому к нему приглядитесь особенно придирчиво. Диана ШИБКОВСКАЯ |
|