"СТЕПНИГЕЙТ": McLAREN ГРОЗИТ ДИСКВАЛИФКАЦИЯ?
Прокурорское расследование в отношении сотрудника Ferrari Найджела Степни, инициированное в Италии по представлению Маранелло, за неделю переросло в международный шпионский скандал, в который оказался вовлечен главный (теперь уже бывший) конструктор McLaren Майк Кофлэн, а вместе с ним и вся команда. Дело взяла на контроль FIA, и теперь "серебряным" грозит либо лишение всех очков, либо дисквалификация...
Майк Кофлэн уже начал давать показания в Лондонском королевском суде, однако ситуация еще больше запуталась. В этом деле много неясностей, загадок и просто абсурдных вещей, поэтому мы решили изложить его обстоятельства просто в виде фактов. Итак...
Майк Кофлэн
. Майк и его жена Труди пошли на сделку с Ferrari - в обмен на "чистосердечное признание" (подробный и честный рассказ о том, откуда взялась документация и что Кофлэн с ней делал) итальянцы пообещали отозвать свой гражданский иск...
. Кофлэн признал, что был обладателем пакета технической документации Ferrari, содержащего огромное количество конфиденциальной информации (той, что называется "для служебного пользования!), в том числе всю проектную документацию на Ferrari F2007...
. Бывший главный конструктор McLaren показывал какую-то часть этих документов не только администратору команды Джонатану Нилу, но и "некоторым своим коллегам"...
. Майк утверждает, что получил этот пакет документов не от Найджела Степни (что, судя по всему, очень рассчитывала услышать Ferrari), а с курьерской службой экспресс-доставки и, так сказать, инкогнито...
. Кофлэн был отстранен от выполнения обязанностей главного конструктора, как только стало известно о том, что он замешан в этом скандале (сразу после обыска в его доме, когда были найдены документы и в бумажном варианте, и в электронном виде)...
. Еще будучи главным конструктором McLaren, Кофлэн собирался переходить в Honda Racing и даже побывал на собеседовании в этой команде, встретившись в июне в аэропорту Хитроу с Ником Фраем. На этой встрече почему-то присутствовал Найджел Степни...
Найджел Степни
. Клянется, что не предавал команду, никакой порошок в баки Ferrari никогда не подсыпал и никакой технической документации ни Майку Кофлэну, ни кому бы то ни было не передавал...
. Утверждает, что все дело шито белыми нитками и что руководство Ferrari просто мстит ему за то, что он критиковал внутреннюю реорганизацию команды и кадровые перестановки отдельных сотрудников, а потом пожелал покинуть Маранелло до истечения своего контракта...
. Намекает, что знает очень много и что многое мог бы рассказать при случае, в том числе и о том, как Ferrari сама промышляет шпионажем...
McLaren
. Руководство "серебряных" настаивает, что в автомобилях команды никто не найдет ничьей (будь то Ferrari или любой другой "конюшни") интеллектуальной собственности и что McLaren не использовала в корыстных целях ни одной запятой из пакета документов, оказавшихся в руках Майка Кофлэна...
. Рон Деннис божится, что Майк Кофлэн - единственный сотрудник команды, который был знаком с документацией Ferrari...
. McLaren готова оказать любое содействие в проведении расследования и установлении истины, а если надо, то и предоставить в распоряжение экспертов FIA всю документацию на MP4-22 и сами автомобили...
FIA
. Федерация решила провести собственное расследование громкого скандала и рассмотреть обстоятельства этого дела на заседании Всемирного совета FIA по автоспорту во вторник, 24 июля...
. McLaren на этом совете предстоит ответить на 30 вопросов, которые охватывают период с марта по май, хотя Кофлэн утверждает, что стал обладателем пакета документов в конце апреля. В числе этих вопросов есть, например, и такой: откуда в Уокинге узнали о гибких днищах на Ferrari F2007? Напомним, что после Гран-при Австралии McLaren обратилась в FIA с запросом по поводу правомерности использования "Скудерией" пружинного крепления днища. Эксперты федерации не стали интересоваться, откуда у британской команды такая информация. Но ведь днище-то не на виду, и так просто узнать, что оно крепится по-особому и в процессе эксплуатации изгибается больше положенного, почти невозможно. Однако в McLaren знали все детально, и запрос "серебряных" привел к тому, что "ноу-хау" итальянцев было запрещено, после чего автомобили "Скудерии" неожиданно потеряли свое почти полуторасекундное преимущество на круге над своими главными соперниками. Повторимся, тогда, в марте, McLaren никто никаких вопросов не задавал, а сейчас FIA желает знать, откуда у команды появилась эта информация...
. "Серебряным", как утверждают источники в самой FIA, грозит не просто лишение очков, но даже дисквалификация - команду как минимум до конца нынешнего года могут попросить из чемпионата...
Майк Кофлэн - международный шпион
А вообще это дело напоминает какую-то пародию на шпионский детектив. Начать с того, что супруга Майка Кофлэна решила снять копии с документов (всего 780 страниц!) в множительном центре... на территории самого Уокинга! Абсурд? Но есть и другой вопрос: зачем вообще было делать какие-то копии, если вся документация дублировалась в электронном виде и содержалась на жестком диске домашнего компьютера Кофлэна? Или это нужно было сделать специально, чтобы привлечь внимание? Чье внимание? Забавно, но если верить британской прессе, то сотрудники множительного центра известили об инциденте руководство не McLaren, а Ferrari.
Интересно и другое. Что же это за команда такая McLaren, что главный конструктор, получив по почте подозрительную информацию, не ставит в известность руководство - а вдруг это подстава и тебя уже ждут за дверью с наручниками? Ладно, допустим, Майк собирался все проверить и потом использовать в личных целях - он ведь, кажется, думами был уже в ином месте. Но есть и другие сотрудники команды! Сам Кофлэн в суде рассказал, что, узнав о существовании документации из Ferrari (и даже просмотрев ее?), инженеры и менеджеры McLaren советовали ему уничтожить документы, но докладывать наверх - тому же Рону Деннису, к примеру - не стали! Разве не ясно, к каким последствиям могло бы привести обладание подобной технической информацией? Ведь первое, что приходит на ум, - это какая-то провокация! Подобных вещей должны опасаться в любой команде. Или в McLaren не первый раз "получают по почте" инкогнито такие документы?..
Если окажется, что документацию просматривал не только Майк Кофлэн, но и другие сотрудники команды, McLaren не удастся доказать, что в ее нынешних и будущих машинах не использована чужая интеллектуальная собственность. Сами понимаете, хорошему инженеру иногда достаточно обрывка чужой идеи, чтобы понять и развить ее...
Сергей ГРИЩЕНКО.