В Китае два главных правила дорожного движения: 1) никто не хотел уступать; 2) ни тени сомнения. Когда видите машину, выруливающую с второстепенной дороги на главную и пытающуюся, не снижая скорости, пристроиться сразу в крайний левый ряд, понятно, что тут срабатывают сразу оба правила. Маневр этот особенно впечатляет, когда его выполняет не какая–нибудь мелкая легковушка, а огромный грузовик с двумя прицепами. Это такая китайская особенность: экономия на перевозках называется. Раньше к бортам грузовиков приваривали металлические щиты, делая их выше и, соответственно, вместительнее. Едешь сзади такой машины, смотришь на разъезжающиеся во все стороны колеса и не можешь избавиться от впечатления, что перед тобой раскорячившийся на водопое жираф. Потом этот перегруз запретили — слишком много аварий. Изобретательные китайцы сразу же машины удлинили — теперь они напоминают не жирафов, а объевшуюся змею. Правда, змея лучше маневрирует. В общем, смотри в оба! Даже если по всем известным правилам прав ты, а не он, лучше уступить. Жыццё даражэй.
Да, еще о правилах. Я когда пошла в дорожную полицию сдавать экзамен (при наличии водительского удостоверения, выданного в родной стране, нужно сдавать только теорию — на компьютере) в первый раз, то вообще книжку с экзаменационными вопросами не открыла. Пижонство, конечно. Да и подумала, что правила (как и логика) везде примерно одинаковые. Ошиблась. Система такая (кстати, сдавать можно на шести языках): из 1.000 вопросов компьютер выбирает 100, если ответил правильно на 90 — сдал. Нет — приходи в следующий раз. Один мой знакомый 8 раз ходил. Так вот: оказалось, что логика в Китае от нашей все же отличается. Вот вы, например, как бы ответили на такой вопрос: «Кто имеет право преимущественного проезда на перекрестке, где нет светофора и полицейского регулировщика?» Правильный ответ: «Автомобиль, который движется на зеленый свет». Без комментариев. Понять невозможно — нужно учить.
Мой любимый раздел в правилах называется «Цивилизованное вождение и профессиональная этика», а любимый вопрос звучит так: «Что должен сделать водитель, если во время движения ему хочется плюнуть?» Три варианта ответа: 1) плюнуть в окно; 2) плюнуть в ненужную бумажку, а потом выбросить ее в урну; 3) плюнуть на пол автомобиля. Правильный вариант — № 2. Но, похоже, большинство китайских водителей об этом не догадывается (или они по другим учебникам экзамены сдают?). А еще этот замечательный раздел запрещает водить машину в шлепках и с обнаженным торсом и крайне рекомендует снижать скорость при движении вдоль набережных летом в вечернее время: «Не забывайте о людях, которые вышли на улицу, чтобы подышать прохладным воздухом». Заботливые.
То, что я правила знаю, конечно, мешает. Вот едет параллельным курсом авто: водитель открыл окно (и это при 40–градусной жаре и том, что в Китае легковых машин без кондиционеров не бывает в принципе!), высунул локоть и курит. Или разговаривает по мобильному. Смотрю и считаю: за разговор — 2 штрафных очка, к тому же правила запрещают курить за рулем и высовывать локоть в окно, за это тоже могут оштрафовать. Так что если бы за все нарушения штрафовали, то дороги опустели бы (о, может, внести такое предложение в олимпийский оргкомитет — они все думают о том, как избавиться от пробок на время Олимпиады?).
Кстати, о баллах и штрафах. Лимит на каждого водителя — 12 штрафных очков в течение года (исчисляется с момента получения водительского удостоверения). Баллы дают за все: если превысили скорость, если, наоборот, едете медленнее минимальной по скоростной трассе, если проехали на красный и даже если провели за рулем больше четырех часов подряд, не отдохнув хотя бы 20 минут. Насчет последнего: мне только интересно, кто и как это проверит? Потому что с остальными понятнее: городские магистрали утыканы видеокамерами — они и фиксируют основные нарушения. Потом по почте присылают уведомление. Не оплатите в течение 15 дней — начисляется пеня: 3% от суммы штрафа за каждый день просрочки. Не оплатите все в течение трех месяцев, получаете 12 баллов, а это — автоматический запрет на вождение до окончания срока начисления баллов, необходимость посещать лекции по правилам дорожного движения и пересдача экзамена. Так что платят практически все. Многие даже не ждут уведомлений: у дорожной полиции есть сайт — вводишь номер автомобиля, и если там зафиксировано нарушение, лучше сразу оплатить. Я вот уже 200 юаней (26 долларов, между прочим) за неправильную парковку заплатила. К счастью, это нарушение подразумевает только денежный штраф, без баллов. Кстати, полицейский может оштрафовать на месте на сумму, не превышающую эти самые 200 юаней. Все, что больше, через кассу.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.