Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. ("Толковый словарь русского языка", С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, настольная книга автоинспектора)
Кто бы мог подумать, что рассказ о некоторых методах работы израильской дорожной полиции, прозвучавший из уст одного высокопоставленного чиновника республиканской ГАИ, вызовет такую бурную реакцию автомобильной общественности. Догадались, о чем я? Да-да, об этом самом. Мы, конечно, народ не такой горячий, как израильтяне, но тоже очень чувствительный. Особенно, если дело касается этого самого.
Мнения, как водится, разделились. Одни были в восторге от слогана: "Кто нарушает правила дорожного движения, у того мужское достоинство меньше!" Другим он очень не понравился. Нашлись даже такие, которые уже видели этот плакат на улицах Минска, и по их рассказам выходило, что "достоинство" там действительно, "о-го-го какое".
Два некогда враждовавших лагеря, забыв прежние обиды и взаимные претензии, дружно бросились обсуждать свои и чужие достоинства. Как будто и не было страшной статистики жертв на дорогах, повального нарушения ПДД водителями и пешеходами, ночных рейдов по выявлению нетрезвых водителей и усиленного варианта несения службы всеми подразделениями ГАИ.
Подобные зигзаги сознания еще можно было списать на изнурительную жару, стоявшую последние две недели, но жара сменилась прохладой - пришло время холодного расчета и трезвого анализа.
Анализ деятельности ГАИ показал то, что и должен был показать - четкого плана действий, направленных на снижение аварийности с тяжелыми последствиями на дорогах страны, так и не появилось. Огромное желание изменить ситуацию, подкрепленное приказами и наставлениями личному составу, не превратилось в систему мер, направленных на устранение причин, вызвавших бедственное состояние безопасности на дорогах. Даже сами эти причины так и не были внятно сформулированы. А их всего две: плохая подготовка водителей и игнорирование участниками движения ПДД. Пока мы "всем миром" ломаем головы, как "достучаться" до сознания граждан и подвигнуть их на соблюдение элементарных правил безопасности, автошколы продолжают выпускать недоучек, недоучки умудряются сдать экзамен в ГАИ и вливаются в поток водителей, вольно трактующих Правила движения.
Скажете, непосильная задача - подготовить умелого водителя и заставить его соблюдать правила? А почему, собственно? Надо просто знать, как это сделать. Готовим же мы врачей, инженеров, учителей и даже милиционеров. А водителей, выходит, не можем. Или наши врачи-учителя такие же, как и водители?
Может, не стоит тратить половину рабочего времени на "профилактику", а сэкономленное время использовать для более конкретных дел? Ведь лекции о необходимости мытья рук перед едой в качестве профилактики желудочно-кишечных заболеваний достигли успеха только с появлением водопровода.
Сергей МИХАЙЛОВ.