ДОРОГО ПРОДАТЬ, ДЕШЕВО КУПИТЬНе так давно мне довелось побывать на Чикагской товарной бирже. Базар там стоял погромче птичьего, и тем более комаровского. Но хаос был обманчивым. Брокеры, разодетые, как попугаи, в «эксклюзивные» пиджаки (ни одно «оперенье» не повторялось — для узнаваемости), в считанные секунды сбывали (и покупали) сотни тонн пшеницы, кукурузы, бобов. Американцы вот уже более 100 лет активно пользуются чикагской торговой площадкой, где делается погода на ряде мировых товарных рынков. Белорусской универсальной товарной бирже (БУТБ) еще нет и двух лет. А многие трейдеры СНГ и Западной Европы не заключают контрактов по сухому обезжиренному молоку (СОМ), пока не пройдут «молочные» торги на БУТБ: если изменились цены на белорусской бирже, они скорректируют свои позиции. Понимая, что на завод в глубинке не придут десятки покупателей одновременно, тем более из далеких заморских краев, белорусские производители молока вышли на биржу, став торговать в удаленном доступе и находя клиентов в самых отдаленных точках земного шара. Наши молочные комбинаты быстро научились использовать преимущества биржевых продаж. В итоге буквально каждый месяц растут объемы поставок и цены продаж. Средняя цена реализации сухого обезжиренного молока в сентябре составила 4,21 USD/кг. Она выросла в сравнении с августом на 2,9%, а с сентябрем прошлого года — в 2,4 раза. Сергей ЧИРИЧ, начальник отдела сбыта Калинковичского молочного комбината, только что продал россиянам очередную партию СОМ в 100 т. — Ранее, — говорит он, — мы поставляли сухое молоко и казеин только в Россию. С этого года благодаря бирже удалось наладить поставки в Японию, Бангладеш, Германию, Бельгию, Филиппины. Биржевая площадка привлекает достойных клиентов, способных дать хорошую цену за товар. К сожалению, выгодность биржевой торговли признают пока еще не все. Некоторые руководители мотивируют нежелание идти на биржу тем, что она «снимет за услуги определенную сумму» и вызовет «невосполнимые» экономические потери. Недавно представитель известного экспортера в «Экономической газете» заявлял: вот если бы «продать бирже мясо для следующей реализации». Как будто не знает, что биржа, не будучи стороной сделки, не продает товар и не покупает. Это не посредник, а торговая площадка, главная задача которой одновременно свести вместе как можно больше продацов и покупателей, чтобы они здесь и только здесь смогли «дешевле купить и дороже продать». Это кредо всех бирж и работающих на них трейдеров и брокеров. Естественно, как организатор биржа несет определенные расходы, которые покрываются участниками торгов. Величина биржевого сбора по сделкам в секции сельхозпродукции, например, составляет 0,1-0,2% от суммы сделки. Очевидно, что такой мизер не может перевесить тех плюсов, о которых уже говорилось. Работа биржи максимально прозрачна. Она оперативно определяет уровень цен по итогам проведенных торгов (котировка цен), отслеживает конъюнктуру зарубежных рынков биржевых товаров и предоставляет соответствующую информацию всем заинтересованным организациям и компаниям. Биржевые котировки являются ориентиром для участников торговли при выставлении заявок на покупку и продажу товара. Кстати, биржа — не место, где можно сбыть что-то вроде некондиции. Здесь, как правило, выставляется высоколиквидный товар, соответствующий международным стандартам. Поэтому и многим белорусским молокозаводам для того, чтобы продавать на бирже сухое обезжиренное молоко, пришлось ускорить получение экспортных ветеринарных номеров, подумать о маркировке своей продукции на иностранных языках. Результат, как говорится, налицо. Двадцать лет (до прошлого года) белорусское молоко покупала только Россия. А сегодня на торги пришли ведущие трейдеры из Европы и Азии. Недавно с биржей связалась болгарская компания, покупающая белорусское молоко через украинских посредников, теперь она намерена покупать молоко напрямую. Одним из привлекательных моментов и дополнительным стимулом для иностранных клиентов (и, безусловно, отечественных) стала такая особенность сотрудничества, как ответственность биржи за исполнение биржевых сделок. Вот что об этом говорит трейдер Санкт-Петербургской компании ООО «Спектр» Василий КОТОВ: — Мы закупаем сухое обезжиренное молоко. Покупки делаем практически каждый месяц. Нас привлекает прозрачность биржевых торгов. Да, цена, бывает, возрастает, но это же ведь рынок. Очень хорошо, что биржа контролирует график поставки от производителя к покупателю и, помогает решать организационные вопросы, если они возникают. Показателен следующий факт. Производителям сухого молока и казеина с апреля текущего года было разрешено реализовывать свою продукцию вне биржи. Однако они не только не ушли с нее, но и значительно увеличили объемы продаж. Общая сумма сделок только по сухому обезжиренному молоку составила 142,1 млн. USD. Начальник отдела торгов сельхозпродукцией БУТБ Петр ШУЛЬГА говорит: — Недавно в Беларуси завершились инспекции Россельхознадзора. Рассчитываем, что с 1 ноября уже будет обнародован весь список белорусских предприятий, которым разрешен ввоз на территорию РФ сельхозпродукции. Это должно активизировать торги. Практика биржевых торгов показала: продажи так называемых «необязательных» товаров являются не менее эффективными, чем реализация продукции из перечня, утвержденного правительством. К примеру, взять сливочное масло. В каждых торгах по нему на экспорт принимают участие от 20 до 30 покупателей, в т.ч. из стран дальнего зарубежья. С начала проведения торгов его реализовано уже 3 тысячи т. При этом цена 1 кг масла сладкосливочного повысилась на 95% (с 2,4 — до 4,68 USD/кг), масла «Крестьянского» — на 71% (с 2,23 — до 3,81 USD/кг). Дополнительная выручка продавцов составила 197 тыс. USD. Та же картина с сырами. Более того, постоянно спрос превышает предложение в десятки раз, что позволяет продавцу получить очень ощутимый выигрыш. По состоянию на 28 сентября было проведено пять торгов сырами на экспорт, на которых реализовано 614 т на сумму 3,3 млн. USD. На последних биржевых торгах отдельные предприятия реализовали сыр по цене свыше 7 USD/кг. Таким образом, биржа помогла белорусским продавцам масла и сыра молниеносно отреагировать на рыночный ценовой подъем и дала возможность неплохо заработать (до 30 центов на кг масла и 1 доллара на кг сыра — на одних торгах). И возникают вопросы: так ли быстро сработали те производители, которые не выставили товар на биржу, и кто подсчитает убытки от их, мягко говоря, нерасторопности? Нужно отметить, что дополнительная выручка предприятий, осуществлявших реализацию сельскохозяйственной продукции на биржевых торгах, за счет повышения цен в ходе торгов превысила в этом году уже 3 млн. USD. Вместе с тем следует сказать: биржа никогда не ставила себе в заслугу экспортную реализацию товаров на своей площадке по более высоким ценам. Их уровень определяется только соотношением спроса и предложения. Задача биржи обеспечить участие в торгах максимального количества покупателей и продавцов. Многие участники биржевой торговли, на собственном опыте убедившиеся в ее преимуществах, предлагают организовать торги по целому ряду новых товаров. Это гарантия того, что появятся новые участники биржевых торгов. За «бортом прогресса» останутся те, кто смотрит не вперед, а назад, и те, кто продолжает практиковать «серые схемы» работы. Сегодня на рассмотрении биржи находятся предложения по нескольким десяткам наименований товаров. Это хороший знак. Об особенностях биржевой торговли другими товарами, в частности, металлом и лесом, мы расскажем в последующих номерах газеты. Тамара МАРКИНА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Биржевые торги набирают обороты
|
|