21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

"Бум дот-комов"-2: это мы уже видели

26.08.2009 09:12 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Поворачивай к черту!

(с) Гарик Сукачев

У меня, у человека, постоянно наблюдающего за перипетиями мировой IT-индустрии, отчетливое ощущение дежавю. Десять лет назад было все то же самое: быстро растущий индекс NASDAQ, многомиллионные инвестиции в новые интернет-проекты, борьба крупных корпораций за перспективные стартапы и прочие признаки сверхбыстрого роста. Американские журналисты иронически замечают: "Интернет-бум версии 2.0 продолжается, компании со смешными названиями, маленькой выручкой и несколькими клиентами продолжают привлекать огромные суммы от инвесторов".

Колесо истории совершило оборот: венчурное инвестирование снова актуально и сверхпопулярно. Об этом, в частности, свидетельствует небывалое оживление в биржевом секторе Nasdaq SmallCap Market - там сейчас просто изобилие совсем юных IT-компаний, которые очень быстро находят требуемые для развития средства. Скептики, правда, замечают: инвесторы как будто забыли, чем закончилось предыдущее подобное "ралли". Некоторые даже говорят о своего рода "заболевании", получившем название "иррациональная эйфория". Это могло бы показаться бессмысленным, если бы не ряд весьма красноречивых примеров. Вот они.

Популярная социальная сеть Facebook буквально не сходит со страниц деловых изданий, хотя ее финансовые успехи (та самая "монетизация контента") отнюдь не очевидны, а перспективы туманны - всякая мода проходит, пройдет и мода на социальные сети. Однако сейчас ее капитализация (совокупная стоимость акций) составляет 15 млрд. USD - далеко не всякая страна может похвастаться таким годовым бюджетом. Интернет-гигант Yahoo!, в котором работает в 38 раз больше сотрудников, чем в Facebook, и чья выручка больше в 32 раза - он стоит лишь в два раза дороже. Или возьмем Google - акции этой компании как раз недавно преодолели отметку в 600 USD. Выручка Google меньше, чем выручка IBM, в целых восемь раз - но IBM оценивается на бирже дешевле успешной интернет-компании.

Почему же опять на гребне волны оказались IT-компании, которые не демонстрируют финансовых суперуспехов (подобно Nintendo) и не могут похвастаться реальными производственными мощностями (подобно Intel или Dell)? Если присмотреться внимательнее к главным тенденциям 2006-2007 годов, становится понятно: сегодняшние интернет-проекты привлекают инвесторов не столько доходами, сколько способностью собирать вокруг себя аудиторию интернет-пользователей. Аудитория ("окученная" методиками Web 2.0) и передовые технологии интернет-рекламы - вот ключевые составляющие сегодняшнего "бума дот-комов". Опять обратимся к примерам.

Примерно год назад Yahoo! инвестировала в Right Media, нью-йоркскую компанию интернет-рекламы. Тогда общая стоимость компании составляла порядка 250 млн. USD. Несколько месяцев спустя Right Media был куплен Yahoo! полностью - но выложить пришлось уже 850 млн. USD. Откуда такой неправдоподобный скачок стоимости? Сработали законы рынка, и ничего более. Вот как прокомментировал тот случай главный технолог Right Media Брайан О'Келли: "Дело только в том, что конкуренты компании - Microsoft и Google - уже выписали многомиллиардные чеки на покупку других сетей интернет-рекламы, и целью Yahoo! было совершить сделку фактически любой ценой". Как выяснилось позже, во многом именно случай с Right Media "подлил масла в огонь" и способствовал возрождению неоправданного ажиотажа вокруг стартапов Силиконовой Долины.

Впрочем, сейчас все происходит быстрее, чем это было в конце 90-х. Маховик рыночного бума еще не успел раскрутиться, а уже начали появляться разочарованные инвесторы. Например, владельцы компании eBay - покупателя, произведшего настоящую революцию в телекоммуникациях компании-стартапа Skype. Теперь в eBay признаются, что в свое время они явно переплатили за VoIP-стартап. "Интернет-компании покупают пользователей вместо того, чтобы покупать прибыль и доходность", - говорят эксперты.

Итак, история повторяется. Как и в конце 90-х, сегодняшним интернет-стартапам не нужно показывать хорошие финансовые результаты для того, чтобы получать значительные инвестиции. Вопрос теперь стоит так: становимся ли мы свидетелями надувания "интернет-пузыря 2.0" (мнение пессимистов) или же на наших глазах действительно зарождаются совершенно новые модели ведения бизнеса и инвестирования в сектор hi-tech. Все-таки сегодняшняя экономическая ситуация слишком сильно отличается от ситуации десятилетней давности. Число пользователей Интернета во всем мире выросло многократно, развилась инфраструктура Сети. Появилась и стремительно развивается "мобильная коммерция", число пользователей мобильной связи исчисляется миллиардами, и вся эта масса быстро интегрируется с Интернетом. Добавьте сюда уже довольно развитую индустрию интернет-рекламы - десять лет назад ее не существовало вовсе. Как сказал в интервью один из аналитиков с Уолл-стрит, "никакого пузыря вовсе и нет - имеет место лишь рациональное стремление не упустить потенциально огромные рынки".

Но я помню, чем закончился первый "бум дот-комов", помню 2000-2001 годы. Помню рухнувшие биржевые индексы и плачущего директора NASDAQ. Помню длинные списки обанкротившихся компаний и бросавшихся из окон Уолл-стрит инвестиционных менеджеров - еще вчера хозяев жизни. Помню, как словосочетание "Силиконовая Долина" стало почти ругательством. То время закончилось еще и крушением надежд на рождение "новой экономики" - помните, был такой модный термин. Это под него интернет-магазины по продаже собачьего корма получали миллионы долларов инвестиций. А уже через год те инвесторы вешались, причем нередко - в прямом смысле.

Очень не хочется, чтобы все это повторилось.

Виктор ДЕМИДОВ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Интернет-бум 2.0 продолжается, компании со смешными названиями, маленькой выручкой и несколькими клиентами продолжают привлекать огромные суммы от инв
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика