Экономя, деньги не считаем?..Повысить прибыли на промышленных предприятиях можно двумя способами: либо увеличивать цены, либо уменьшать издержки, а соответственно, и себестоимость продукции. При глобальном рынке, когда в большинстве сегментов преобладает жесткая ценовая конкуренция, делать товар дороже для потребителей рискованно: можно остаться без покупателей. Стоимость сырьевых ресурсов не стоит на месте. Наоборот, и энергоносители, и металл стремительно дорожают. Сэкономить на них достаточно тяжело. Фактически один из резервов минимизации издержек и удержания стабильных цен на готовую продукцию — внедрение новых технологий в организацию и управление производством. К сожалению, только единичные белорусские предприятия задумываются об использовании таких возможностей. Хотя за счет правильной организации труда можно на несколько порядков повысить его производительность и значительно снизить себестоимость. Директива № 3 заставила производителей всерьез посмотреть на проблему экономии и бережливости. Сейчас отечественные производители в срочном порядке начинают внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии. Но не стоит забывать: должна быть экономия не только материальных ресурсов, но и трудовых, и интеллектуальных. Вся глубина этой проблемы раскрылась на бизнес-форуме «Бережливое производство: малые затраты — большие эффекты», который организовала и провела в Минске белорусская консалтинговая компания «Ключевые решения». ------------------------------------ За ошибки потребитель платить не будет Когда оцениваешь некоторые средние макроэкономические показатели в Европе, США и Беларуси, иногда становится грустно. Скажем, та же производительность труда у нас в 6—10 раз ниже, чем в западных странах. Конечно, можно пенять на несовершенные технологии, изношенное оборудование и другие объективные факторы. Но не стоит и питать иллюзий, что в развитых странах у всех предприятий процент износа не превышает 10 %. По-разному бывает: одни компании коренным образом модернизируют производство каждые 5 лет, другие успешно эксплуатируют и не совсем новое оборудование, и далеко не самые совершенные технологии. А все равно многие товары у европейцев получается делать и качественнее, и дешевле. И это при больших издержках на оплату труда. Причем средний западный рабочий, в общем-то, не больший трудоголик, чем белорусский. А производительность труда у европейцев и американцев выше, потому что они правильно организовывают производство. Задумываться о проблемах экономной организации производственного процесса производителей на Западе заставила жесткая конкуренция. Классическая предложения на рынке и выбрать оптимальный вариант. Сегодня на западных рынках балом правит потребитель, который и диктует конкурирующим звенья, которые совершенно не нужны и за наличие которых потребитель не готов платить. Один из постулатов концепции бережливого производства: каждый технологический этап должен добавлять ценность конечной продукции. Скажем, ни один клиент не будет добровольно оплачивать простой оборудования и его амортизацию или содержание огромного склада готовой продукции. Ведь от того, что телевизор, станок или другой товар будут храниться «про запас» несколько дней или месяцев, они не приобретут дополнительной потребительской ценности. Почему же тогда они должны становиться дороже? Ведь, скажем, таксисту мы платим по определенному тарифу, исходя из километража, а не израсходованного бензина. И если в машине барахлит топливная система и она «кушает» в два раза больше, чем указано в техпаспорте, то это проблема таксиста, а не пассажира. Благодаря такому подходу к ценообразованию японцам удалось довести системы организации труда на своих предприятиях почти до совершенства. И своей недорогой, но качественной продукцией потеснить и американцев, и европейцев на их же собственных рынках. Вряд ли отечественные производители смогут один на один, без административной поддержки государства, достойно конкурировать с импортными товарами, пока не изменят своей философии в формировании себестоимости товара. Для меня до сих пор остается загадкой, почему жидкокристаллические мониторы под торговой маркой «Integral» стоят в два раза дороже, чем «Sаmsung» даже с учетом таможенных платежей? Предположить могу: в себестоимость товара белорусский производитель «запихнул» все свои издержки. Даже те, которые к производству непосредственно мониторов и не имеют прямого отношения. Но как потребитель я проблем «Интеграла» разделять своим кошельком не хочу. Кстати, в Беларуси несколько небольших частных компаний «отверточной» сборкой собирают аналогичные мониторы из «дальневосточных» комплектующих, и их продукция почему-то получается конкурентоспособной на белорусском рынке. К сожалению, практика показывает, что на большинстве белорусских производств система организации труда хромает где на одну, а где и на обе ноги. Скажем, практически на каждом предприятии есть два больших склада: сырья и готовой продукции и еще множество промежуточных, основная цель которых — «выравнивать» загрузку мощностей на разных этапах производственного цикла. Кстати, анализ специалистов показал: до Ведь запасы продукции в разной стадии готовности на промежуточных складах — это замороженные оборотные средства. Причем эти деньги фактически лежат без дела. При поточном производстве в разы снижается потребность в «оборотке», кроме того, происходит более быстрая оборачиваемость капитала. Параметр крайне важный для немалого количества отечественных производителей. Очень немногие из них могут похвастаться совершенно стабильным финансированием текущей деятельности. Особенно предприятия, которые затеяли модернизацию производства. Зачастую именно они и испытывают недостаток оборотных средств. На техперевооружение они берут в банках инвестиционные кредиты, платежи по ним нередко приходится погашать из оборотных средств, а за деньгами для текущей деятельности снова обращаться в банк либо брать в долг сырье у поставщиков. И в первом, и во втором случаях на себестоимость товара ложится лишний процент, что ведет к удорожанию продукции. И снижение необходимых объемов оборотных средств — серьезный финансовый выигрыш. В идеале необходимо строить работу с минимальными складскими запасами, а то и вообще без них обходиться. Но тогда придется перестраивать всю идеологию производства. Большинство промышленников сегодня выбирают стратегию «проталкивания»: сначала произвели товар, потом начинают его рекламировать, зазывать клиентов и дистрибьюторов. Экономная же технология предполагает сначала получение заказа, а потом уже его производственную реализацию. Правда, в данном случае необходимо иметь квалифицированные подразделения маркетинга и сбыта, которые ориентировались бы и в ситуации на рынке, и в потребностях потенциальных заказчиков. Минимизация всех временных затрат, гармонизация технологических процессов и подведение под один знаменатель всех производственных мощностей предприятия позволяет повысить производительность труда в несколько раз. Причем на том же самом оборудовании. Нередко его просто необходимо грамотно расставить в оптимальной последовательности. Это в математике от перемены слагаемых сумма не меняется, в науке производства ситуация несколько иная. Владимир ВОЛЧКОВ, «Р» ---------------------------- Товар ничто не заменит Подобные конференции в последние годы вызывают неподдельный интерес у руководства предприятий — и частных, и государственных. Все-таки постепенно конкуренция обостряется. Да и сегодня редкий отечественный производитель может комфортно прожить, довольствуясь только сбытом на национальном рынке. А как только выходишь за границы родины, необходимо предлагать конкурентный продукт по всем параметрам: и по цене, и по качеству. Необходимо развивать интеллектуальную составляющую производства, это понимают уже многие. Благо западные управленческие технологии сулят почти золотые горы. Но при всей их привлекательности необходимо понимать: те же принципы бережливого производства — это достаточно высокий уровень. Чтобы их эффективно внедрять на практике, необходимо уже иметь определенный уровень производственной культуры. А перепрыгнуть через несколько ступеней, конечно, возможно, но, скорее всего, поскользнешься и больно ударишься. Современные технологии экономии и бережливости предполагают уже по умолчанию: у предприятия имеется товарный порт-фель, в той или иной степени востребованный рынком. Другими словами, нет конкурентоспособного товара — нечего и огород городить. А точнее, даже глупо увеличивать производительность труда. Поэтому необходимо начинать с формирования качественной маркетинговой службы. Чтобы она изучила потребности рынка, предпочтения потребителей, спрос по сегментам… В противном случае не помогут ни самые удивительные управленческие технологии, ни современное оборудование. Точно так же бережливое производство предусматривает практически полную автоматизацию предприятия. Работать без склада можно только в режиме реального времени, контролируя различные параметры производства. А это под силу сделать только электронному мозгу. Конечно, чисто теоретически возможно использование и бумажного учета. Но сколько будет стоить персонал, который вручную будет анализировать и контролировать десятки параметров — вопрос дискуссионный. Не исключено, что склад с готовой продукцией обойдется дешевле. Пожалуй, самый «заброшенный» момент — это работа с персоналом. Ведь, чтобы внедрять перспективные принципы организации труда, зачастую необходимо кардинально перекраивать и систему мотивации, а кроме того, и думать, как пристроить высвободившиеся руки. С внедрением новых технологий предприятие делает шаг вперед в интеллектуальном плане. Необходимо на следующую ступеньку тянуть и всех сотрудников. Даже если они будут сопротивляться. Ведь не каждый работник службы технического контроля по своей квалификации сможет заниматься логистикой производственных процессов. Значит, его необходимо переучивать или доучивать. К сожалению, на большинстве производств какая-то более-менее стройная концепция корпоративного образования вообще не выстроена. Словом, при всей привлекательности импортных идей до их практической реализации необходимо еще дорасти по многим параметрам. Иначе жить экономно не получится. Но начинать уже необходимо. Одна из задач бережливого производства — повысить производительность и эффективность труда, чтобы преодолеть дефицит квалифицированной рабочей силы. А в профессиональных работниках многие предприятия уже испытывают острый недостаток. Виталий ВЕЛИСОВ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сейчас отечественные производители в срочном порядке начинают внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии. Но не стоит забывать: должна быть экон |
|