Молока хватит на всех?Для перерабатывающих предприятий молочной отрасли в последние месяцы сложилась благоприятная конъюнктура на внешних рынках. Почему бы и не воспользоваться этой ситуацией? Обратная сторона медали – возникший дефицит отдельных видов молочных продуктов на внутреннем рынке. Начиная с середины октября организации торговли благодаря принятым административным мерам стали справляться с этой проблемой. Но сегодня остро стоит вопрос оптимизации цен на молочную продукцию, что напрямую увязано с возможностью дальнейшего роста производства. Просто повысить белорусские цены до уровня российских и украинских – значит допустить рост инфляции, что особенно ударит по малообеспеченным гражданам страны. Но при нынешних ценах в условиях открытой границы с РФ жители Беларуси могут заняться неорганизованным вывозом продуктов питания. С подобной дилеммой сегодня сталкиваются во многих странах мира. В России, как известно, сроком на несколько месяцев заморозили розничные цены на отдельные виды продуктов питания. Мировые эксперты признают, что этот шаг может оказаться действенным. Однако это только временная мера. В условиях роста цен на продовольствие во всем мире ни Россия, ни Беларусь не могут остаться в стороне от этого процесса. На снимке: Минск, гормолзавод №3, фасовка готовой продукции. ------------------------------------ От молочных рек остались ручьи?.. Или Кто снимет сливки с молочных цен Экспорт белорусских молочных продуктов растет, и это радует. Но как в такой ситуации предотвратить дефицит на внутреннем рынке, не ударив по кошельку отечественного потребителя? Этот непростой вопрос решают сейчас специалисты многих министерств и ведомств. Сложившаяся на молочном рынке ситуация показала: экономика страны серьезно зависит от конъюнктуры внешних рынков. Еще летом, когда резко выросли цены на молочные продукты в Европе, мало кто всерьез задумывался о том, как это может отразиться на нас. Повезли отечественные экспортеры в страны ЕС свою продукцию, поправили свое финансовое состояние – и хорошо. Однако прошел месяц-другой, и гром грянул уже в соседней России, а за ней и в Украине. Аналитики называют несколько основных причин роста мировых цен на продовольствие: от отмены субсидий сельскому хозяйству в ряде стран до массовых неурожаев. И Беларусь, к сожалению, не осталась в стороне от общемирового процесса. Переориентация товарных потоков на западное и восточное направления вызвала проблемы с обеспечением внутреннего рынка. И возник закономерный вопрос: если республика занимает первое место в СНГ и четвертое место в Европе по производству молока на душу населения (по данным Минсельхозпрода), то почему от его нехватки страдают наши потребители? Заметим, что некоторые из них тоже не преминули воспользоваться благоприятной внешней конъюнктурой. Так, на прошлой неделе заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Михаил Савельев заявил, что в некоторых областях, в частности Витебской и Могилевской, потребление молока за сентябрь—октябрь выросло на 10—11 %, но не на 30, как говорят. Однако анализ потребления других видов молочной продукции показывает, что 30 % взялись не с потолка. Так, например, уже в июле белорусы «съели» сычужных сыров на 20 % больше, чем годом ранее. Особо отличились Могилевская и Брестская области – здесь прирост составил 34,6 % и 29,6 % соответственно. В августе и сентябре общий рост по республике несколько замедлил темпы, но могилевчане продолжают уверенно держать планку, близкую к 30 %. Потребительская активность жителей других регионов заметно снизилась. Проблема еще и в том, что, несмотря на растущий внешний спрос, производить молока в Беларуси больше не стали. Очевидно, что прирост на уровне 3—4 % проблему не решит, поскольку структура производства изменилась в пользу продуктов, наиболее молокоемких. Так, например, увеличился выпуск сычужных сыров, а на одну тонну этого продукта (в зависимости от сорта) требуется около 5—10 тонн цельного молока базисной жирности. На производство тонны сухого молока уходит примерно 12 тонн цельного, а тонны масла – 22 тонны. Вот и «утекает» молоко в ставшие нынче высокорентабельными сыры. Видимо, здесь и стоит искать причину некоторого снижения выпуска сливочного масла. Между тем мощности по переработке сегодня загружены чуть более чем наполовину… Решит ли эту проблему повышение закупочных цен на молоко? Ценовая политика в Беларуси должна строиться с учетом ситуации на рынках стран-соседей, считают в Минсельхозпроде. В то же время сельхозпроизводители должны иметь возможность эффективно и рентабельно работать. Именно поэтому ведомство выступило с инициативой повысить закупочные цены на молоко на 25 %: при нынешних 480 рублях за литр почти до уровня среднероссийской цены в 660 рублей. Но в отдельных хозяйствах Беларуси производство молока рентабельно и сегодня – там за счет молочных «сливок» покрывают издержки по убыточным видам сырья, в частности говядине. И далеко не факт, что дополнительные вливания используют для повышения эффективности производства. Пусть цена — важный фактор, но далеко не единственный… Инициатива «выравнивания цен», озвученная отраслевым ведомством, может привести к дальнейшему росту розничных цен на молочные продукты. Предел установлен для социально значимых продуктов: молока, кефира, сметаны и творога. Так, Министерство экономики разрешило торговле повысить розничные цены на эти виды продукции в октябре и ноябре на 3 %, в декабре – на 2 %. По остальным позициям – только рекомендации: производить аналогичное поэтапное изменение цен на 2—3 % в месяц, в том числе на сыры – до 5 % в октябре. Понятно, что именно ценовой вопрос больше всего волнует население. Как справедливо заметил один мой знакомый, пусть цены растут, если пропорционально увеличится наполнение кошелька. По некоторым данным, Министерство экономики работает над тем, чтобы подставить плечо малообеспеченным гражданам. Хотя, как представляется, обеспеченных белорусов проблема роста цен на продукты питания тоже волнует. Возможно, вопрос разрешится в самое ближайшее время. А пока специалисты Минэкономики от подробных комментариев воздерживаются… --------------------------- Мнения Любовь Язепчик, начальник Управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли: — Начиная с июля—августа сложилась благоприятная ситуация по экспорту молочной продукции, и это хорошо для экономики. Но рынок республики не должен от этого страдать: необходимо в первую очередь обеспечить собственное население. Серьезных проблем мы не наблюдаем, ситуация стабильная. Да, ассортимент сузился, что уже непривычно для наших потребителей. И особенно это затронуло Минск. В августе—сентябре заявки столичных магазинов на молоко, кисло-молочную продукцию, творог обеспечивались на 90 %, сливочное масло и сыры – на 50 %. С 17 октября благодаря ряду мер ситуация стабилизировалась. Потребности торговых организаций выполняются: по молоку – на 90—95 %, кисло-молочным продуктам – на 95 %, сметане – на 100 %, творогу и творожным изделиям – на 90 %, маслу – на 80 %, твердому сыру – на 85 %. Мы постоянно держим этот вопрос на контроле. В отдельных регионах возникли проблемы с обеспечением молочными продуктами для детей, но думаю, что в ближайшее время и этот вопрос разрешится. Зачастую, когда возникают проблемы с ценами, появляются высказывания, что необходимо снижать торговую надбавку. Но на цельномолочную продукцию она составляет 11 %, на другую молочную продукцию – до 22 %. При таких подходах магазинам продавать молоко невыгодно. А вы знаете, что в структуре продаж продукция животноводства занимает значительную долю. Снижение торговых надбавок – это не выход и не рецепт решения проблемы. Сейчас Министерство торговли внесло в правительство проекты двух постановлений: о реализации животного масла и сычужного сыра только через биржу, а также о лицензировании экспорта отдельных видов продукции животноводства. Утвержден график поставки сухого молока в столицу для создания стабилизационных фондов. С Минсельхозпродом согласовываем график ежедневной поставки молока пере-рабатывающим предприятиям и продукции в торговые сети. Николай Соловей, председатель СПК «Городея», Несвижский район, Минская область: — Чтобы производитель поставлял качественное сырье, надо закупочные цены постепенно повышать и дотировать сельхозпереработчиков из фонда поддержки. В нашем хозяйстве производство молока стабильно рентабельно: последние 4 года мы держим планку в 25—26 %. Начиная с 2000 года мы более чем в 2,5 раза увеличили объемы производства. И качество нашего молока хорошее, с содержанием жира выше 4 % и белка – 3,25—3,28 %. Отсюда и рентабельность. Конечно, производить молоко высшего качества не так просто. Требуются и соответствующий уход за животными, и приобретение современного оборудования. 4 года назад мы поменяли все холодильники и сейчас охлаждаем сырье за 30 минут до +3 градусов. На мой взгляд, чтобы стабильно развиваться, предприятию надо иметь прибыль около 30 %. Общая рентабельность по нашему хозяйству ежегодно держится на уровне 22—26 %. Фактически наших доходов хватает только на небольшие вложения в производство. А серьезную модернизацию можем проводить только за счет кредитных ресурсов, а это 14—15 % годовых. Какой должна быть закупочная цена? Все знают, как выросли сегодня цены на зерно, подорожали концентраты, белковое сырье, а дотации сняли. Не говорю уже про растущие расходы на топливо. А зарплату при этом надо повышать, у нас ведь тоже люди работают… Все это должны просчитать специалисты. Тем более что спрос растет: к нам обращаются переработчики из других областей. А мы не имеем возможности распоряжаться произведенной продукцией по собственному усмотрению как с точки зрения цен, так и выбора покупателей. Более 5 лет мы поставляли продукцию на столичный молокозавод № 1, там доплачивали 5 % за качество, да и связи уже наработаны. А потом нашему СПК довели прогнозный показатель по Клецку. И только сейчас разрешили возобновить поставки на столичное перерабатывающее предприятие. При этом мы стабильно работаем на протяжении всего года – поставляем зимой 13 тонн молока ежедневно, летом – около 16 тонн. У многих хозяйств, как известно, зимой поставки значительно падают по сравнению с летними. А спрос на цельномолочную продукцию, наобо-рот, возрастает зимой. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для перерабатывающих предприятий молочной отрасли в последние месяцы сложилась благоприятная конъюнктура на внешних рынках. Обратная сторона медали & |
|