ПРИЗВАНИЕ – ЛЕТАТЬ, ЗАДАЧА – СПАСАТЬ
ПРИЗВАНИЕ – ЛЕТАТЬ, ЗАДАЧА – СПАСАТЬ
Аэродром «Липки», где дислоцируются личный состав и техника Государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» Министерства по чрезвычайным ситуациям, встретил нас непривычной тишиной. На площадках у рулежной полосы застыли вертолеты, устало опустив к земле лопасти винтов. Лишь у одного из «Ми-8» разворачивался топливозаправщик, несколько человек в черных комбинезонах, очевидно, техников, возились с оборудованием. — Вы как раз вовремя, — встретил нас начальник ГААСУ «Авиация» МЧС полковник внутренней службы Олег Яковлев. — Скоро начнутся плановые тренировочные полеты. Так что сможете увидеть работу одного из наших экипажей «живьем». А если есть желание — и сами подняться в небо. Вашим гидом будет начальник отдела руководства полетами подполковник Губко. Кстати, один из самых подготовленных наших пилотов, к тому же имеющий значительный боевой опыт. Давно пора о нем написать. Он вам и о себе, и о повседневной работе коллег расскажет. Знакомьтесь. В кабинет вошел коренастый, плотно сбитый, подтянутый офицер в комбинезоне оливкового цвета. Внимательный взгляд, чуть прищуренные глаза. — Губко Николай Иванович, — представился он и крепко пожал руку. Мы идем по летному полю к тому самому вертолету. Заправщик, «отдав» машине положенное количество керосина, исчез с площадки. А экипаж уже включил двигатель на малые обороты: шли последние приготовления перед взлетом. …Биография нашего героя проста и незатейлива. Сам родом из Барановичского района. Азы летной профессии начал осваивать в Саратовском высшем военном авиационном училище летчиков. После выпуска молодой лейтенант Губко получил распределение в Кобрин, в вертолетный полк. А затем судьба «заложила» крутой вираж. После нескольких лет службы на родине — командировка в Демократическую Республику Афганистан. По плановой замене. В жарком небе этой далекой страны Николай Губко на своем родном «Ми-8», изученном к тому времени вдоль и поперек, отлетал почти двенадцать месяцев. Что больше всего запомнилось? Как и большинство «афганцев», Николай не особенно любит говорить на эту тему. Бывало всякое: вылеты в разведку, сопровождение фронтовой авиации при нанесении бомбовых ударов по скоплению боевиков, перевозка людей и военных грузов, другие боевые задания. Не раз трудягу-«восьмого», пилотируемого старшим лейтенантом Губко, подбивали «Стингеры» моджахедов. Но Николаю везло, хотя для летчика пресловутое «везение» в большей степени определяется его собственным мастерством, опытом и профессионализмом. Не зря среди пилотов, прошедших небо Афганистана, бытует поговорка: остался жив — значит, стал асом. Не меньше, чем партизанские «стрелки», донимали жуткая афганская жара и перепады дневной и ночной температур. — Помню, в нашей палатке висел термометр с предельной плюсовой отметкой 50 градусов по Цельсию, — вспоминает Николай. — Так вот днем ртутный столбик постоянно зашкаливало. Но человек быстро ко всему привыкает. Привыкли к такому пеклу и мы… Из Афганистана Николай Губко вернулся с орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Возвратился в родной кобринский гарнизон, где и продолжил летную карьеру. А в авиации спасательного ведомства служит уже пять лет, то есть практически со времени образования подразделения. И, по собственному признанию, работать в летном отряде МЧС ему гораздо интереснее, чем в Вооруженных Силах. Здесь пилоты, кроме обычной летной практики, выполняют неординарные задания, такие как противопожарный мониторинг местности, перевозка крупногабаритных грузов и конструкций; зачастую вертолетчики привлекаются к участию в различных поисково-спасательных операциях, обеспечивают тренировки парашютистов. Одним словом, налет часов у всех пилотов на достаточном уровне, грех жаловаться. Вот и сегодня экипаж «Ми-8» раз за разом поднимал в небо группы парашютистов, готовящихся к очередному соревнованию. Аэромобильный отряд совмещает, как говорится, приятное с полезным: и летный состав тренируется, и спортсмены времени не теряют. —Подъем парашютистов, пожалуй, представляет собой самое простое задание для экипажа вертолета: взлет, набор высоты, на заданной — выброс, снижение, посадка, — комментирует Николай. — Гораздо сложнее, например, полет с внешней подвеской, на которой закреплен груз. Его надо положить строго в определенную точку, с ювелирной, можно сказать, точностью. Тут требуется высокое мастерство не только командира, но и всех членов экипажа. Вот недавно моим коллегам пришлось выполнять такое задание на строительстве храма в честь Всех Святых на столичной улице Калиновского. Экипаж самого грузоподъемного в мире вертолета «Ми-26» перевез и установил главный купол храма, весящий пять тонн. А моему экипажу доверили перенести по воздуху крупногабаритную арку, размеры которой были настолько велики, что перевозка по автодороге исключалась. В скором времени планируется еще одна «тяжелая», но тонкая операция: в Гродно на одном из заводов нужно демонтировать высоченную трубу. Кроме того, вертолетчики МЧС участвовали во всех крупномасштабных учениях, проводимых силовыми ведомствами нашей страны. Например, в задачу авиаторов входило доставить группу бойцов специального подразделения на крышу здания, «захваченного» условными террористами. А затем, после завершения спецоперации, снять и эвакуировать боевую группу. Вот тут-то летчики МЧС показали свое мастерство! Рассказал подполковник Губко и о том, как проводятся тренировки с поисково-спасательными группами. Недавно отрабатывались совместные действия с кинологами ГПАСУ «Республиканский отряд специального назначения» МЧС. На внешней подвеске по очереди поднимали инструкторов вместе с их питомцами. Поначалу собаки изрядно нервничали, пугаясь шума винтов и запаха топлива. А потом настолько освоились, что иностранные атташе, наблюдавшие за происходившим, не смогли скрыть восхищения четкой работой всей группы. Даже окрестили белорусским ноу-хау. Планировали отработать подъем водолазов с поверхности воды, но кое-что пока еще не получается. — Будем совершенствоваться, — обнадежил Николай. Сам Губко, кстати, тоже принимал участие в спасательной операции: в прошлом году в Пуховичском районе местный житель пошел за ягодами и заблудился. Почти час экипаж Николая барражировал над предполагаемым местом пропажи человека. Нашли… Беседу с ним мы завершали на командном пункте управления воздушным движением аэродрома. Экипаж «Ми-8» отрабатывал очередной тренировочный полет и посадку в лесном массиве. — Это только на первый взгляд кажется, что задание легкое, — отметил наш гид. — На самом же деле пилот сажает машину на ограниченном пространстве, вокруг — высокие деревья, под колесами — не бетонная плита, а сыпучий грунт. Малейшая ошибка может привести к непредсказуемым последствиям. Но в таких близких к экстремальным условиях и вырабатывается настоящее мастерство вертолетчика. А в октябре аэромобильный отряд МЧС «перевернул» еще одну славную страницу своей истории: из трехмесячной командировки в далекую Грецию вернулся вертолет «Ми-26Т» с 15-ю членами экипажа на борту. Белорусские спасатели — пилоты, инженеры, техники — принимали участие в международной пожарно-спасательной операции, помогали греческому народу справиться с небывалыми пожарами. О чем будут вспоминать и впоследствии рассказывать родным и знакомым белорусские авиаторы? Заместитель начальника ГААСУ «Авиация» — главный штурман подполковник внутренней службы Сергей Купрацевич буквально через несколько минут после приземления вкратце рассказал о напряженных буднях «огненной» командировки на землю Эллады: — Первой точкой нашего базирования стал остров Самос в Эгейском море. Аэродром расположен в северной части острова, рядом со взлетно-посадочной полосой — небольшие двухэтажные бунгало, в которых разместились пилоты и инженерно-технический состав, специалисты наземной службы. Здесь мы провели почти полтора месяца. В составе нашей группы было два полностью укомплектованных экипажа пилотов и техников. Учитывая небывалый размах и интенсивность возгораний, приходилось работать практически весь световой день от восхода до наступления темноты. Поэтому боевое дежурство несли посуточно. Самым трудным в этой командировке оказалось привыкнуть к условиям высокогорья и адской жаре. Горы — до 2 тысяч метров и выше, сплошь заросшие «зеленкой». Жара временами достигала 40—45 градусов по Цельсию. Даже греки, казалось бы, привычные к такой температуре, и те с трудом ее переносили, а что говорить о нас, северянах... Рабочий день дежурного экипажа состоял в многократно повторяющихся маневрах: «взлет — забор воды — слив — снова забор…». И так с утра и до наступления полной темноты. А работы было — хоть отбавляй! В 40-градусную жару пересохшие леса занимались как спички… Водосливной колокол богатыря-вертолета «Ми-26» способен за один раз зачерпнуть из моря до 12 тонн воды. И все равно в сутки насчитывали 30—35 сливов, а в некоторые наиболее жаркие дни доходило и до 50-ти. Безусловно, в команду спасателей были отобраны лучшие из лучших работники аэромобильного отряда авиации МЧС. А сам гигант – «Ми-26Т» —тщательным образом подготовлен для экстремальных условий работы. Министр по чрезвычайным ситуациям генерал-майор внутренней службы Энвер Бариев, подводя итоги греческой командировки подчиненных, отметил: — Летчики и инженерно-технический состав ГААСУ «Авиация» Министерства по ЧС впервые принимали участие в тушении лесных пожаров в Греции на своей технике. Результатами этой работы и мы, и греческая сторона остались удовлетворены. Скажу больше: отзывы руководителей греческих спасательных служб по поводу выполнения белорусами контрактных условий не просто позитивные. Была высказана заинтересованность и в дальнейших контактах в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций на территории этой страны. Что же касается наших экипажей, то они получили ценнейший опыт боевой работы в сложных условиях масштабных лесных пожаров, которые усугублялись высокой температурой окружающей среды и высокогорьем. А этот опыт, безусловно, дорогого стоит. 112 дней командировки, 288 часов общего налета вместо оговоренных контрактом 150-ти, более 1100 сливов воды на очаги возгораний — таков краткий итог пребывания белорусских спасателей на обожженной, но по-прежнему гостеприимной и благодарной греческой земле. В октябре спасательной авиации МЧС исполнилось пять лет. Маленький, но все же юбилей. Поздравляем вас, рыцари неба! Андрей КУЗЬМИН. Фото Владимира ШУБЫ |
|