"Благими намерениями..."
"Благими намерениями..."
Отсутствие зимней "резины" ГАИ намерено рассматривать как отягчающее обстоятельство при установлении ответственности в случае ДТП. Однако правомерность подобного подхода остается под вопросом. Вадим ХОДОСОВСКИЙ Поскольку использование зимней "резины" при наличии снежного покрова, согласно дополнениям в ПДД от 18 октября, носит рекомендательный характер и штрафовать за ее отсутствие ГАИ не вправе, инспекторы решили использовать субъективный подход. Как сообщил 8 ноября на пресс-конференции "Предотвращение аварийных ситуаций на дорогах в республике в зимний период: профилактические мероприятия" замначальника УГАИ МВД Игорь Ваницкий, при рассмотрении обстоятельств ДТП и вынесении решения по факту происшествия отсутствие зимних шин будет рассматриваться как отягчающее административную ответственность обстоятельство. Меры административного воздействия при этом будут носить максимальный размер, вплоть до лишения права на управление транспортным средством: "Водители, используя зимой летнюю "резину", за счет увеличения тормозного пути подвергают риску не только себя, но и других участников ДТП, тех же пешеходов". Понимая благие намерения ГАИ по заботе безопасности граждан, подобные заявления официального лица тем не менее не совсем корректны с юридической точки зрения. Дело в том, что исчерпывающий перечень "обстоятельств, отягчающих административную ответственность", содержится в ст. 7. КоАП. Среди них, в частности, указаны совершение административного правонарушения повторно, группой лиц, в состоянии алкогольного опьянения и т. д. В той же статье четко указано, что "суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в настоящей статье". Никаких обстоятельств, связанных с отсутствием зимней "резины" в этом перечне, равно как в Особенной части кодекса, нет. Таким образом, законность действий и решений сотрудников ГАИ, где всплывут подобные "отягчающие обстоятельства", можно будет обжаловать в суде. Отвечая на соответствующий вопрос, замначальника УГАИ сказал: "Как должностное лицо я предупредил участников дорожного движения о необходимости перехода на зимнюю "резину". Естественно, за рамки предусмотренной КоАП ответственности выходить никто не собирается. Штраф будет назначен в предусмотренных пределах, в том числе в зависимости от личности правонарушителя. Я прекрасно понимаю, что в силу материального положения не каждый водитель может приобрести зимний комплект покрышек. Поэтому если нарушителем окажется, например, пенсионер, то размер штрафа будет приближаться к низшему пределу. Некоторые из них из-за отсутствия денег иногда даже просят вместо штрафа лишить прав на полгода. Однако если нарушители — молодые люди, которые считают, что они "боги" на дороге, и мы видим, что аварийная ситуация создана умышленными действиями, к тому же проигнорированы рекомендации ГАИ, наказание будет максимально строгим". Посовещавшись на месте между собой, представители ГАИ решили, что так называемые всесезонные шины также допустимы для использования в зимний период, хотя их безопасность и вызывает у ГАИ сомнения. Напомним, сегодня в зависимости от вида и последствий ДТП предусмотрена ответственность виновного лица в виде штрафа от 10 до 30 базовых величин или лишение права управления на срок до двух лет. Если же ДТП совершено по вине водителя, не имеющего права на управление транспортным средством, штраф может составить от 20 до 50 базовых величин, также предусмотрен административный арест. Что касается времени, когда настает тот самый "зимний период", то, по словам И. Ваницкого, зимняя "резина" себя оправдывает, когда среднесуточная температура составляет около +5о С: "Играет роль не только наличие снежного покрова, но и температурные факторы". Из сказанного становится ясно, что окончательно все по своим местам расставит правоприменительная практика, если шумиха не ограничится громкими заявлениями. На принятие решения о необходимости использования зимних шин, по словам представителя ГАИ, повлиял опыт зарубежных стран. Например, в Германии в случае ДТП не по вине водителя последний возмещает до 20% суммы причиненного ущерба, если он использовал зимой летние шины. В Финляндии, Швеции использование зимних шин уже стало обязательным для всех водителей. Напомним, рекомендательный характер носит также новая норма ПДД о перевозке детей до 12 лет на заднем сиденье в специальном детском кресле. Натуральное денежное выражение в дополнениях к ПДД получила санкция за нарушение правил парковки. Парковаться следует именно так, как указано на соответствующем знаке стоянки, либо вдоль проезжей части (вдоль бордюра). Например, парковка "под углом" будет считаться неправильной и наказываться штрафом в размере 15.500 BYR. Кроме того, у водителя — участника ДТП появились новые обязанности. В случае аварии он должен теперь не только записать фамилии и адреса очевидцев, но и номера машин, которые находились поблизости. Как заверил И. Ваницкий, зима не стала неожиданностью для ГАИ: "Мы тщательно отслеживали прогнозы синоптиков. Все это позволило своевременно подготовить проезжую часть и водителей к наступлению зимнего сезона. Коммунальники под нашим контролем сработали оперативно — еще до выпадения снега эстакады, путепроводы были обработаны противогололедными материалами, аналогичная работа была проведена за пределами города. Статистика за последние дни говорит о том, что ДТП по причине неудовлетворительного состояния проезжей части не зарегистрировано. 7 ноября в столице произошло 74 ДТП "по металлу", то есть без пострадавших, тогда как средний годовой показатель — 90-100 ДТП в сутки". Между тем, по неофициальной информации, "дни жестянщика" и бессонные ночи для столичных "кузовщиков" уже начались — количество поврежденных в ДТП авто существенно возросло. Возможно, причина такого несоответствия в том, что участники мелких ДТП все чаще предпочитают не вызывать ГАИ, а разобраться "мирно" между собой, опасаясь лишения прав. Правда, по заверениям И. Ваницкого, заявления о том, что ГАИ практически за любое ДТП лишает виновника прав на управление ТС, находится на уровне слухов: "По статистике, лишь 18% виновников ДТП лишается прав на управление. И происходит это только в тех случаях, где мы четко видим, что своими действиями участник ДТП умышленно создавал аварийную ситуацию, неуважительно относился к другим участникам ДТП, совершал необдуманные маневры. Как правило, мы также лишаем прав за превышение как минимум дважды в течение года скорости на 20 и более км/час (это уже рассматривается как умышленное нарушение), за нарушение правил проезда пешеходных переходов, выезд на встречную полосу движения". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отсутствие зимней "резины" ГАИ намерено рассматривать как отягчающее обстоятельство при установлении ответственности в случае ДТП. Однако правомер
|
|