DARPA Urban Challenge 2007Предварительный отсев участников состоялся в конце октября, и из 36 команд было выбрано 11, которые и приняли участие в финале 3 ноября. Что хочется отметить, в касту лучших попали ведущие исследовательские институты, которые не раз появляются на страницы ИТ-периодики, пишущей о военной роботехнике и о самых последних научных достижениях. Причем некоторые команды известны нам и из предыдущих гонок DARPA. Соревнования были полностью открыты для прессы, хоть и происходили на военном полигоне, вернее, на бывшей авиабазе George Air Force Base в Викторвилле (Victorville, Калифорния), где сейчас подразделения армии США отрабатывают приёмы проведения операций в городских условиях. И хотя очень много говорилось и говорится, что данное мероприятие предназначено для обучения робототехники военным операциям в рамках городской местности (об этом в своем пресс-релизе писала и DARPA), на самом деле все далеко не так. Поскольку, если бы технологии были действительно секретными, то вряд ли бы участники и их спонсоры с таким смаком вселюдно рассказывали о своих разработках. Например, модель Stanford Racing Team от Стэндфордского Университета буквально в сентябре выставлялась на Intel Developer Forum в Сан-Франциско, где можно было рассмотреть все очень детально. Потому как реклама у события от DARPA очень хорошая, и можно привлекать богатых спонсоров. То есть, это событие уже превратилось в некое шоу. Команда от того же Стэнфорда в интервью призналась, что их разработки должны заинтересовать прежде всего автопромышленников, а не военных. Мало того, в этом году по русскоязычному Discovery Channel в программе "Future weapon" показали автономную машину, которая могла самостоятельно ориентироваться и перевозить грузы по пустыне в рамках природного ландшафта, и если сопоставить годы ее выпуска и проведения первых DARPA Grand Challenge, то становится понятно, что данные технологии у американских военных уже были, а коммерческие гонки - это шоу для масс. Причем незадолго до этого, в принципе, как и сейчас, продолжаются споры вокруг гонок "Формула-1". Не секрет, что эти машины настолько напичканы электроникой и всевозможными бортовыми системами, что участие человека-гонщика уже практически минимально. Возвращаясь к тем же первым DARPA Grand Challenge, следует отметить, что как только весть о них разнеслась по миру, к участию стало стремиться множество команд. Причем идеи многих отнюдь не сводились к напичканным электроникой автомобилям. Было очень много уникального, хотя отобрана была лишь малая толика, причем ограничение на то, что участие могут принимать только американские компании, отключило от гонок полмира. Все держалось в модном стиле "военной секретности", хотя по существу ее и не было. А сама идея того, что такие машины смогут перевозить грузы по той или иной местности без риска для человеческой жизни, выглядят не очень убедительно. Почему? Да потому, что из пункта А в пункт Б проще доставить груз с помощью беспилотной авиации. Единственное реальное применение изобретаемых технологий - это получение трехмерной карты местности, а также использование в рамках освоения космических тел. Так и тут, уже в 2007 году, хотя и говорится о боевых операциях в рамках городской местности, речь идет о беспилотном автотранспорте, замене водителей. И, в принципе, конструкции от всех участников являлись структурно идентичными и включали: реальный автомобиль в качестве базиса, многоступенчатые сенсорные системы для определения месторасположения и составления подробной карты местности. Это подразумевает и мощное интеллектуальное ПО. А основные задачи: Позиционирование и ориентация, связь с GPS. Установление местонахождения в режиме реального времени. Системы распознавания окружающих объектов, разметки дороги, знаков и т.п.Естественно, на борту каждого из автомобилей находились практически мощные серверные станции. Потоки данных со всех сканирующих систем исчислялись гигабитами. А стоимость самой комплектации могла доходить до цифр с 5-ю или 6-ю нулями. В принципе, призовой фонд в $2 млн. победителю, $1 млн. для второго места и $ 500 тыс. для третьего не отображал реальной финансовой картины. Потому как у каждой из команд имеется свой набор крупных спонсоров. Например, у победителя этого года Tartan Racing Team (Carnegie Mellon University) ими были General Motors и CAT (основные), а также Google, Applanix, Intel, Vector CANTech, Tele Atlas, NetApp, IBEO, Mobileye, CarSim, HP, M/A-COM и Clean Power Resources. У второго места Stanford Racing Team ими были Intel, MDV-Mohr Davidow Ventures, Red Bull и Volkswagen of America, Applanix, Google и NXP Semiconductors. Причем и сама DARPA выделила $1 млн. на разработку. В общем, тут все гораздо интереснее, вернее, даже тривиальнее, чем кажется на первый взгляд, особенно, если копнуть несколько глубже.
Основные требования были таковыми: участие принимают автономные машины, то есть, предусматривающие самостоятельное управление без участия человека либо других биологических форм. Робо-машины, прошедшие предварительные отборочные туры, должны проехать расстояние в 60 миль по муляжу города, при этом должны продемонстрировать полноценное вождение в рамках городских улиц с учетом стандартной дорожной разметки и всех правил дорожного движения штата Калифорния. Вождение должно быть безопасным, то есть, помимо всего прочего, учитывается дистанция от других машин, расположенных спереди, сзади или сбоку автомобиля в момент езды. Реализация объезда стоящих машин, выезда с парковки, проезда через перекрестки, и в любых других ситуациях, когда возможно столкновение плюс демонстрация правильного вождения в рамках узких улочек, крутых поворотов, перекрестков, остановок перед переходами. Само время на реализацию поставленной задачи ограничено 6-ю часами (трасса около 100 км). При этом все усложнено в ту сторону, что машины должны действовать автономно в местах, где сигналы GPS частично или полностью недоступны, а также в рамках больших пространств с минимальным количеством точек GPS или при их полном отсутствии, к примеру, погрузочные станции или места парковки. Эти участки могут включать естественные препятствия в виде стоящих или двигающихся автомобилей. Также должно быть предусмотрено динамическое изменение плана движения к конечному пункту в случаях, когда первичный план не может быть реализован, то есть производится работа с составлением оптимальных маршрутов. Ну а такие вещи, как автоматическая парковка, мы упоминать не будем. В общем, все это было успешно продемонстрировано. Причем, серьезный отборочный предварительный тур прошел неспроста, поскольку в финале до финиша дошло только шесть автомобилей. Удивлявший всех Oshkosh (а удивлял он тем, что это был очень мощный робот-грузовик) на всей скорости врезался в здание. А победителями, как написали в автомобильной прессе, оказались Chevrolet, Volkswagen и Ford :).
К 2015 году треть действующих армейских американских машин должны быть беcпилотными (планы FCS, претворяемые DARPA). Осталось 8 лет. Получится ли? На самом деле, как это уже было отмечено выше, гонки DARPA не могут дать ответа на этот вопрос, поскольку, по существу, являются хорошо организованным шоу. Что творится за кулисами, не известно. Естественно, если 36 команд создали технологически идентичные разработки с использованием практически одинаковой элементной базы в электронной части (не будем все разделять на Linux, Windows и т.п. - подходы одинаковы, это очевидно), то это значит, что данные технологии не являются топовыми. А само шоу действительно хорошо раскручено. Кристофер
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В финале, который состоялся 3 ноября, приняло участие 11 команд |
|