Мы — шестые по экспорту молокаНедавно Беларусь вошла в десятку крупнейших экспортеров молочной продукции в мире и заняла 6-е место. На первом — Новая Зеландия, на втором — Евросоюз (все страны), далее Австралия, США, Аргентина, Беларусь и т. д.* Данные Министерства статистики и анализа косвенно подтверждают, что рейтинговые агентства не ошиблись. Внешняя торговля РБ продовольственными товарами в 2007 г. характеризуется ростом величины положительного сальдо. Только за январь-сентябрь 2007 г. оно составило 177 млн. USD, став больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 5,2 раза. При этом превышение стоимостных объемов вывоза продовольственных товаров над их ввозом произошло в основном за счет роста экспортных поставок молочной продукции: молока и сливок сгущенных и сухих (на 107,5 млн. USD), сыров и творога (на 81,6 млн. USD), масла сливочного (на 30,3 млн. USD), сообщает Минстат. Рынок молока становится все более важным направлением экспорта предприятий отечественного сельского хозяйства и продовольствия, нежели мясное направление. Главным потребителем молока и молочных продуктов, конечно, является по-прежнему Россия. Но за 10 месяцев этого года поставки соседям сократились до 96,3% к аналогичному периоду прошлого года. Появились новые покупатели белорусского молока и продуктов из него, дислоцированные в странах Юго-Восточной Азии, Японии, Египте, Сирии, Саудовской Аравии и др. Именно переработчики являются основными продавцами молока и продуктов из него на экспорт. Его производители — сельхозпредприятия — почти весь надой поставляют на молочные перерабатывающие предприятия — 98,8% (в январе-октябре 2006 г. было 98,4%). За 10 месяцев 2007 г. сельскохозяйственными и другими организациями страны было реализовано молока по всем каналам сбыта 3343,7 тыс. т, что составляет 82,3% от общего его производства. Удой от 1 коровы составил 3557 л на корову против 3487 в прошлом году. При росте на 102% этот показатель остается невысоким: надои от одной буренки у нас гораздо ниже, чем в более развитых сельскохозяйственных странах. Но благодаря общему количеству надоенного наши молочные товары столь значительно представлены на мировом рынке. Однако успешно наращивая безусловно выгодный экспорт, переработчики стали с пренебрежением относиться к внутренним потребителям, оголив прилавок до неприличия. Сегодня выбор молочных продуктов, в особенности творога и сливочного масла, сыров, в наших магазинах минимальный. Да и с молоком-кефиром картина не лучше. К тому же белорусские молокозаводы перестали радовать потребителя новыми молочными продуктами. На этом рынке страны в последнее время не появилось ни одного мало-мальски заметного брэнда. Очевидно, что отечественный покупатель стал производителю не слишком выгоден. Все комбинаты, и частные, и государственные, предлагают внутреннему рынку старые имена и рецептуры. Вряд ли недавнее подорожание вернет на наши прилавки молочные продукты. Зарубежный покупатель финансово более состоятелен и, в отличие от белорусского, способен заплатить больше. Поднять же внутренние цены до уровня мировых можно, но для этого и доходы населения должны быть соответствующими. Реальный выход из ситуации видится в том, чтобы вернуть в общий кошелек многомиллиардные дотации производителям сельхозпродукции, обратив их в доходы трудящихся. И пусть каждый покупатель заплатит достойную цену за товар. Тогда у производителя проснется уважение к отечественному покупателю и пропадет желание лишать белорусский прилавок традиционных молочных продуктов. Тамара МЕДВЕДЕВА * (По данным ZMP (Zentrale Markt — und Preisberichtstelle — Центрального управления по обзору состояния конъюнктуры рынка и ценовых отчетов), UNStat (статистика ООН), агентства GTA (Government Telecommunication Agency). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Но отечественного потребителя это не слишком радует |
|