Беларусь хочет поднять цену на прокачку российских нефтепродуктовПовысив стоимость транзита нефти по белорусской территории, правительство теперь думает поднять плату и за прокачку нефтепродуктов. О том, что такая возможность сейчас обсуждается во властных кругах, сообщил ПРАЙМ-ТАСС представитель органов госуправления, раскрыв ориентировочный размах повышения: 30%. С 2004 года Минск сохраняет тариф на транзит российских нефтепродуктов на уровне 0,89 доллара за 1 тонну на 100 км. В указанном году ставка по согласования с российской стороной была поднята с 0,59-0,6. Нынче ее планируется поднять примерно до 1,2 доллара. По словам источника, «это решение должно быть принято в рамках новой методики определения тарифной ставки на прокачку нефтепродуктов через белорусский участок системы магистральных нефтепродуктопроводов, которая сейчас согласовывается с АК «Транснефтепродукт», чьим оператором здесь выступает дочернее предприятие «Запад-Транснефтепродукт». Протяженность качающих нефтепродукты «белорусских» магистралей — 1,493 тыс. км. Объем транзита нефтепродуктов в минувшем году составил около 9 млн. тонн, сократившись на 10% в сравнении с 2006-м (сказались две весенние аварии, приведшие к приостановке транзита по одной из веток трубопровода «Унеча-Вентспилс»). Межправительственное российско-белорусское соглашение о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, расположенных на территории Беларуси, Минск ратифицировал 20 октября 2004 года. Документом, в частности, предусмотрена возможность повышения уровня тарифов по соглашению сторон. Этому предшествовало подписание 8 июня 2004 г. двустороннего протокола о признании права собственности России на имущественный комплекс предприятия «Запад-Транснефтепродукт». Напомним, что тарифы на транспортировку нефти Минск уже повысил: в среднем на 19,8% на прокачку белорусской нефти по внутренней системе трубопроводов и на 16,2% на транзит российского сырья на Запад по магистралям «Гомельтранснефть Дружба» (нефтепровод «Дружба», проходящий по белорусской территории, делится на две ветки: северную, идущую в Польшу и Германию, и южную, идущую через Украину в Словакию и Чехию). Такой шаг чиновники объяснили ориентиром на действия россиян. С 1 января «Транснефть» повысила расценки на услуги по нефтетранспортировке в среднем на 19,4%. При этом стоимость транзита по «Дружбе» была увеличена на 15,2%. И хотя действия белорусских партнеров в Росси восприняли спокойно, крупнейшие нефтетрейдеры заявили, что столь значительное увеличение стоимости прокачки сырья не может не отразиться на их доходах. С точки зрения компаний-экспортеров, даже при незначительном повышении транспортных тарифов привлекательность экспорта по «Дружбе» продолжит снижаться. Уже сейчас большинство из них рассматривает все возможные варианты реализации нефти, отмечая, что зависимость от транзита через Беларусь и Украину существенно снизится после строительства и расширения Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Однако вскоре после предпринятого Беларусью пересмотра ставок нефтяного транзита министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко заявил, что Россия не намерена перенаправлять нефть из трубопровода «Дружба», проходящего по территории Беларуси, в БТС-2 (БТС-2, которая должна пройти в обход Беларуси, позволит переваливать через российские порты на Финском заливе до 75 млн. тонн нефти в год дополнительно). По его словам, «сегодня «Дружба» загружена в полном объеме, поскольку обеспечивает нефтью целую группу восточноевропейских и западноевропейских НПЗ, многие из которых не имеют альтернативных источников поставки. И создавать угрозу остановки этих заводов у нас намерений нет, это точно». Виктор Христенко также сообщил, что перспективы проекта строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы определятся в апреле. Речь, отметил министр, идет о том, чтобы оценить с нефтяными компаниями перспективы по созданию новых перерабатывающих мощностей, увязать перспективы расширения поставок нефти на российские заводы и возможности увеличения поставок казахстанской нефти. «Надо отдавать себе отчет, что наша задача — не создавать избыточные резервные мощности», — сказал он. Через Беларусь ежегодно прокачивается около 70 млн. тонн российской нефти, а с учетом поставок на Мозырский НПЗ — 80-81 млн. тонн. По расчетам белорусского правительства, новые тарифы дополнительно принесут бюджету около 31 млн. долларов. Доходы государства от нефтетранзита за 2007 год оцениваются в 196,2 млн. долларов. Еще на 2 млрд. долларов бюджет должны пополнить поступления от таможенных пошлин на нефть. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Повысив стоимость транзита нефти по белорусской территории, правительство теперь думает поднять плату и за прокачку нефтепродуктов. |
|