С ПРИКУШЕННЫМ ПРАВОМ
С прикушенным правом
Польские проблемы умами белорусов Виктор МАРТИНОВИЧ № 5 [626] от 04.02.08 - http://www.belgazeta.by/20080204.5/010070141 В белорусской официальной реакции на забастовку польских таможенников обращает на себя внимание то, как много Минск говорил о нарушении прав граждан. Любая европейская страна в таком случае обращала бы внимание лишь на понесенные убытки. Мы же, считая потери, жаловались на ущемление собственных прав. И поскольку смыслом забастовки таможенников была именно борьба за права, то становится очевидным, что под словом «права» польские таможенники и белорусское государство подразумевают два разных явления. Традиция вспоминать о правах, страдающих от чьей-нибудь чужой борьбы за права, - сугубо белорусская. В сюжетах CNN или EuroNews о забастовках, например, авиадиспетчеров вы не услышите ни слова о нарушении прав пассажиров, которые вынуждены спать на жестких лавках аэропортов, теряют огромные деньги, не могут добраться домой. Там всем - и журналистам, и зрителям - понятно: если идет забастовка, то права уже кем-то нарушены, причем нарушены очень крепко. И если пассажиры чувствуют себя совсем уж ущемленными, они могут организовать свой собственный протест. Никто не отделяет одних от других, бастующих от терпящих бедствия от забастовки, критика в комментариях пассажиров если и звучит, то в адрес работодателей, создавших такую дурацкую ситуацию, и администрации аэропортов, не предусмотревшей проблем. Первое, что вы услышите в любом телесюжете о белорусском митинге или забастовке, - это жалобы на нарушение прав граждан, которые не могут добраться с работы домой, стоят в пробках. Традиция эта настолько сильна, что всхлипы по поводу пробок и нарушения права на передвижение проникли на страницы госгазет даже по итогам предыдущей акции предпринимателей, во время которой никто проезжую часть дорог не перекрывал. Но был митинг, стало быть, было и нарушение прав граждан. Обычных граждан, едущих на работу, которых первым делом на всех уровнях отделяют от граждан протестующих. Есть «отморозки», чего-то там требующие, а есть хорошие, добрые белорусы, страдающие всякий раз, когда эти «отморозки» чего-то требуют. Естественная реакция: нормальные, добрые белорусы начинают ненавидеть «отморозков» и становятся еще более честными и хорошими, чем были до прочтения статьи или просмотра сюжета. Почему же МИД, телевидение, пресса так ожесточенно борются именно за наши права, вспоминая международные конвенции, требуя немедленно предоставить право на передвижение, убеждая в том, что таможенники и прочие люди, работа которых гарантирует это право, вообще не могут бастовать? Все просто. Беларусь - правовое, демократическое государство. Но наши права и их, западные, права - это совершенно не одно и то же. В белорусском политическом лексиконе слово «права» давно лишилось своего протестного потенциала и, как и все остальное, легло в фундамент стабильности и процветания. А потому чем больше наверху говорят о «правах», тем меньше пробок, тем быстрее путь государственных журналистов из дома на работу и обратно. В западной традиции под правом понимается пакет социальных гарантий, которые государство или работодатель обязан предоставить гражданину. В белорусской традиции под правом понимается обязанность гражданина перед государством-работодателем. Это гениальное замещение не является изобретением собственно белорусской политической мысли, оно заимствовано из советской риторики. В СССР не было свободы слова, не было свободы митингов и демонстраций, но была, например, такая экзотическая свобода, как «право на труд». В Беларуси тоже есть «право на труд». Право на труд подразумевает обязанность гражданина регулярно трудиться на благо Родины и работодателя. В европейской правовой традиции «право на труд» нигде не прописано, т.к. предполагается, что гражданин имеет право как на труд, так и на безделье. Он может трудиться в офисе, а может с бутылкой в руках валяться в канаве, и никто его не привлечет к ответственности за безделье. В Беларуси лежащего в канаве человека поднимут, отмоют и поставят к станку. Потому что «право на труд». Обязательное распределение студентов - это именно «право на труд». То же самое - со «свободой передвижения», которая возникает лишь тогда, когда в городе кто-то борется за другие свои права. А есть еще «право на бесплатное медобслуживание», и заключается оно в том, что со всех граждан взимают налоги, часть которых идет на медицину. Ничего иного это право не гарантирует. На Западе нет права на бесплатное медобслуживание, т.к. любой гражданин сам решает, где, как и за какие деньги ему лечиться. Все белорусские права объединяет одно обстоятельство: их источником является не гражданин, а государство. Именно оно следит за тем, чтобы «отморозки» не нарушали право перемещения по городу, чтобы мы исправно платили налоги, чтобы мы трудились всю свою жизнь. Если кто-то чувствует себя обиженным или недостаточно защищенным, протестовать бесполезно, т.к. это моментально отделит вас от хороших, правильных белорусов и переведет в разряд нарушителей прав хороших, правильных белорусов. В самый разгар забастовки польский премьер-министр Дональд Туск произнес потрясающую фразу: «Польских таможенников невозможно заставить работать». У соседнего государства нет больше такого механизма принуждения, как «право на труд», гарантированное обязательными контрактами с бюджетниками, перспективой увольнений наиболее рьяных «отморозков». В Беларуси, пожалуй, нет ни одного человека, ни одной категории служащих, которую государство не могло бы заставить работать. Итогом забастовки польских таможенников стало согласие правительства повысить им зарплаты на $200, причем задним числом, с января 2008г. Итогом митингов белорусских индивидуальных предпринимателей стало заявление правоохранительных органов о том, что к уголовной ответственности может быть привлечено около 50 протестующих… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В белорусской официальной реакции на забастовку польских таможенников обращает на себя внимание то, как много Минск говорил о нарушении прав граждан.
|
|