Даже президента Беларуси возили неподготовленные летчикиСамолет взорвался спустя 5 - 8 минут после крушения. Пассажиры успели отбежать на километр. Фото: Фото БелТА Ранним утром 14 февраля в ереванском аэропорту Звартноц потерпел крушение самолет, принадлежавший компании «Белавиа». Все вздохнули с облегчением, когда из Армении сообщили: экипаж и все пассажиры живы. Оправившись от шока, счастливчики в один голос стали говорить: нас всех спас Сасун Теванян. 29-летний житель Грузии, летевший в тот день в Минск, первым сообразил, что из самолета надо убегать. В 6.10 утра в минувший понедельник Сасун должен был прилететь в Минск. Но мы так и не дождались его в аэропорту. Поэтому интервью брали по телефону. - Сасун, здравствуйте! Почему вы не прилетели в Минск? - Знаете, у нас очень большой снег в деревне, не могу выехать. Я живу в Гамзе, это большая деревня в Грузии. У меня очень много родных здесь, так они уже четвертый день делают для меня жертвы. Я не могу их оставить и приехать так быстро. - Сасун, вы хоть знаете, что в Беларуси героем стали? - Знаю (смущается). Я очень хочу снова встретиться с этими людьми, с которыми нас объединило это крушение!.. - После катастрофы вы говорили, что не полетели на рейс раньше из-за проблем с паспортом… - Да, у меня был порван паспорт. Пришлось задержаться. Но в этом есть какой-то знак, что я полетел именно тогда и спасал этих людей… Я летаю в Беларусь уже восемь лет, в Минске живет моя двоюродная сестра. Причем, знаете, я всегда летал «Белавиа» и очень уважаю эту компанию. «Армавиа» даже предлагала мне скидку 80 долларов, но я отказался, не доверяю им. - Вспомните, что происходило после того, как вы сели в тот злополучный самолет. - Мы сели, самолет стал разгоняться, включились турбины, мы приподнялись над землей… В этот момент самолет стал клониться в левую сторону, где я сидел. Я не испугался - знаю, что при взлете из Еревана самолет всегда поворачивает влево. Но мы наклонились слишком резко, самолет был еще у самой земли, и тут все почувствовали сильный удар. Женщины закричали: «Мы умираем!» Потом еще удар - уже правым крылом. Потом самолет перевернулся. Я закрыл глаза, ведь тоже думал, что мы скоро умрем. Самолет остановился, я открыл глаза и понял, что жив, что вишу вверх ногами на ремнях безопасности, крепко-крепко вцепившись в сиденье. Я стал вспоминать, как стюардесса объясняла, где выход. Хоть я всего двенадцать лет летаю, но всегда слушаю объяснения стюардесс очень внимательно. Я дернул ручку двери, ударил ногой - и вместе с дверью упал на улицу, дверь поддалась легко, очень легко. Высота была около метра. - Когда вы выпали из самолета, он уже горел? - Да. Мы бы задохнулись через несколько минут. Горел хвост самолета, в салон потек керосин, вся наша одежда была перепачкана им… В родной деревне Сасуна до сих пор празднуют его спасение. - Выскочив наружу, что вы делали дальше? - Я не мог убежать, зная, что там остаются люди… Из двери прямо на меня выпрыгивали пассажиры. Люди подводили друг друга к двери, я принимал внизу, относил от самолета и возвращался. Одна девушка лет двадцати была на высоких каблуках, она не могла сама идти… Была бабушка 65 лет. Я, когда ремень отстегивал, упал как раз на нее. У нее была разбита голова, руки... Одному мужику было очень плохо, он себе все сломал: ребра, пальцы, грудную клетку… Я кричал ему: главное, что ты жив, заживет!.. Мы не были знакомы, а теперь, я думаю, мы все друзья. Я очень хочу увидеть всех еще раз, особенно летчиков - мне их очень жалко. - Кстати, вы помните, как летчики выбирались из самолета? - Они выбирались позже нас, самыми последними, мы уже успели отбежать на метров четыреста-пятьсот. Я еще вспомнил поговорку, что капитан должен покинуть тонущий корабль самым последним… Они поступили как настоящие мужчины… Их форма тоже была залита керосином… Было видно, что у них шок. В аэропорту, когда им помогали умываться, пилоты повторяли как во сне: там остались вещи пассажиров, смотрите, чтобы их, не дай Бог, не растащили!.. - Вы далеко отбежали от самолета? - Наверное, на километр. Потому что мы бежали, не оглядываясь, чтобы только спастись. Потом мы все легли на землю. - Самолет взорвался? - Да, один взрыв был. Мы обернулись и увидели, что он весь в огне, а задняя часть оторвалась. - А как вы поняли, что все спасены? - Я по жизни очень внимательный человек. Еще когда нас везли в автобусе к самолету, я всех пересчитал. Хотя, конечно, не знал, что мы будем умирать, что будет авария… И потом уже, когда мы все выбрались, я говорю: нас должно быть восемнадцать. Пересчитал всех и кричу: бежим!!! - Что вам говорили в «Белавиа», вам дадут какую-нибудь компенсацию? - Ничего не говорили. Я не остался там, хоть меня уговаривали. Но у меня мать, жена, двое детей. Это для меня дороже, чем бесплатный билет или компенсация. Конечно, приятно будет, если хотя бы мое имя вспомнили с благодарностью. У меня сейчас вот есть видеокассета, как я приехал в свою деревню, как все родственники меня поздравляют, радуются, что я вернулся… Подождите, мой папа что-то хочет вам сказать… Трубку берет отец Сасуна: - Вы простите, но мы не можем Сасуна так быстро отпустить, мы не можем нарадоваться, что он выжил в этой катастрофе!.. У меня к вам большая просьба: помогите Сасуну с белорусским гражданством! Потому что с грузинским паспортом у него в Беларуси много проблем. ВЕРСИИ 1. Самолет опрокинул ветер. Про это говорили сразу после трагедии: мол, ветер подул, самолет зацепил крылом землю и перевернулся. Мы выяснили, что для каждой модели самолета есть предельные показатели встречного и бокового ветра, которые перед полетом предоставляются пилотам. Если ветер сильнее нормы, взлетать нельзя. Но ответ синоптиков ереванского аэропорта опроверг эту версию: во время взлета был штиль. Взлетная полоса сухая, видимость хорошая. 2. У самолета было неисправно переднее шасси. Эту версию выдвинули наши источники в компании «Белавиа». Мол, некоторое время назад у этого самолета были большие проблемы с передним шасси. И его даже гоняли на ремонт в Данию. Правда, официально нам ответили, что это был не ремонт, а плановое техобслуживание. Взглянув на фото с места аварии: самолет лежит на крыше, задние шасси торчат вверх, переднее - сломано… 3. Самолет погубил неопытный пилот. За штурвалом в момент аварии находился второй пилот, стаж работы 22 года. 20 лет летал штурманом и только последние 2 пилотом. - Это настоящая беда, что рядом с пилотом в последние годы «Белавиа» сажает штурмана! - говорит Григорий, бывший пилот «Белавиа», ныне на пенсии. - Штурман изначально занимается навигацией. Он знает приборы, разбирается в показаниях, но не пилотирует, не умеет управлять самолетом! Несколько лет назад по инициативе председателя департамента авиации штурманов стали переучивать на пилотов. Потому что на новых «Боингах» и CRJ должность штурмана не предусмотрена. И чтобы не увольнять людей, их стали переквалифицировать. В итоге штурманы садятся за штурвал таких сложных машин, как Ту-154!.. Это беспредел! В советское время на Ту-154 допускались лишь пилоты, которые отлетали не менее 2000 часов в качестве командира экипажа на Ан-2. В качестве примера Григорий привел катастрофу рейса «Пулково - Анапа», когда в результате катастрофы погибло 150 человек. В тот раз за штурвалом был недавно переученный штурман. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Во вторник, 19 февраля, информагентство БелаПАН сообщило, что белорусская транспортная прокуратура выявила нарушения в деятельности «Белавиа». В частности, нарушался порядок работы авиатехников, учет и оплата рабочего времени в выходные и праздничные дни. Гендиректор компании и начальник авиационно-технической базы привлечены к дисциплинарной ответственности. КСТАТИ В понедельник, 18 февраля, в аэропорту Минск-2 произошло еще одно ЧП. Близнец самолета CRJ-100, разбившегося в Ереване, с двух попыток так и не смог взлететь. Пассажиров отправили в Москву на запасном Ту-154. Причина происшествия - компьютерный сбой оборудования, из-за чего в самолете не вышли закрылки. За штурвалом Бакулин провел 25 лет. КОМПЕТЕНТНО Олег БАКУЛИН, бывший пилот «Белавиа»:«Даже президента Беларуси возили неподготовленные летчики» Олег Бакулин пришел в редакцию сам - захотел высказаться о случившемся. Он летал везде, в том числе и в Ереван, отработал 25 лет и был уволен из компании в 2005 году. Как считает сам Бакулин, «за то, что открывал рот». - Я хочу обратить внимание на то, что у нас грубо нарушается режим труда и отдыха пилотов. Представьте себе, что экипажу приходится проводить в самолете до 37 (!) часов. Например, сначала пилоты летят 6 часов как пассажиры, потом садятся за штурвал, потом снова летят как пассажиры, потом - снова за штурвал. Разве возможно в самолете полноценно отдохнуть? Отсюда и возникает пресловутый «человеческий фактор»!.. Олег Викторович приводит пример, что из одной такой командировки командир экипажа Овчинников вернулся с обширным инфарктом и стал инвалидом II группы. Важный момент, о котором пришел рассказать Бакулин, - плохая подготовка пилотов. - В отношении командира 1-й авиаэскадрильи Трофимова, где и был вначале Виктор Шишло (командир экипажа разбившегося самолета. - Ред.), было возбуждено уголовное дело за то, что с 2004 по 2006 год в «Белавиа» 371 экипаж прилетал в Москву на обучение и вылетал оттуда, не пройдя это обучение. - ??? - Раз в полгода каждый пилот должен пройти трехчасовую тренировку на тренажерах в Москве. По правилам, летчик, не прошедший тренировку, к полетам не допускается. - Лично вы проходили тренировку? - Нет. Мы прилетали в Москву, командир отмечал командировку, и мы тут же улетали обратно. По документам все было хорошо, но подготовку никто не проходил. В том числе и пилоты, которые перевозят президента Республики Беларусь, я знаю их лично. Мне самому приходилось возить многих наших министров и высокопоставленных чиновников… - Олег Викторович, вы понимаете, что, по сути, становились соучастником преступления? Почему все молчали? - Потому что в Беларуси уволенный летчик Ту-154 больше нигде не найдет себе работу. ХРОНИКА КАТАСТРОФ 11 августа 1979 года. Катастрофа рейса «Ташкент - Минск». Погибла футбольная команда «Пахтакор» В небе над Днепродзержинском столкнулись два Ту-134А. Один из них выполнял рейс «Ташкент - Минск», а другой - «Челябинск - Кишинев». Об этой трагедии стало известно во всем мире - на игру с динамовцами Минска летели 17 футболистов ташкентского «Пахтакора». Два лайнера столкнулись на высоте 8400 метров по вине харьковских диспетчеров, которые не смогли развести два борта в воздухе. Диспетчеров Владимира Сумского и Николая Жуковского приговорили к 15 годам лишения свободы в колонии общего режима. - По амнистии меня освободили за нормальное поведение, - сказал Сумской «Комсомолке». - А вы начало истории этой катастрофы знаете? На юг летел Брежнев, и воздушное пространство в том районе заблокировали. После того как литерный рейс пролетел, в харьковской зоне собралось около полусотни самолетов. - Правда, что жены погибших футболистов «Пахтакора» на суде требовали для вас расстрела? - Я ничего такого не слышал. Могу лишь сказать, что, по-моему, супруга командира минского экипажа даже в гости нас приглашала после всего. И минчане подали петицию, чтобы к нам никаких мер не применяли, потому что они, сами работники «Аэрофлота», прекрасно поняли, что, в общем-то, мы были в тот момент козлы отпущения. Экипаж Анатолия Комарова был похоронен на Московском кладбище в Минске. В их числе были и две стюардессы. Для Людмилы Лаптевой это был первый рейс после выхода из декретного отпуска. У нее осталось двое детей. А Наталья Гапанович готовилась к свадьбе. 1 февраля 1985 года. Катастрофа рейса «Минск - Ленинград». Погибли лучшие студенты БГУ Эта самая крупная катастрофа с белорусским самолетом, произошедшая на территории нашей страны. - Через 5 секунд после отрыва на высоте 36 м упали обороты левого двигателя, а через 60 секунд на высоте 220 м упали обороты и правого двигателя, - пишет в своей книге «Человек, среда, машина» авиаконструктор Леонид Селяков. - Самолет по инерции, с убранными шасси и закрылками, набрал высоту 250 м, оставшись без тяги двигателей, при планировании врезался в лес, разрушился и сгорел. - Нас бросили на поиски людей и самолета, - вспоминает Дмитрий Глех, бывший в то время офицером полка гражданской обороны. - Мы долго не могли найти это место, пока не услышали выстрелы. Это стюардесса привлекала наша внимание выстрелами из пистолета командира. Когда мы подъехали, неподалеку от машины горел костер, у которого грелись оставшиеся в живых пассажиры. Кто-то смеялся, кто-то плакал. Под обломками лежали обгоревшие трупы. Выжившие спаслись благодаря тому, что сломавшееся крыло разорвало обшивку фюзеляжа и людей выбросило наружу. Погибли 58 человек, среди них и лучшие студенты БГУ, премированные поездкой в Ленинград. В живых остались 22 человека. Катастрофа произошла из-за обледенения крыльев и попадания льда в двигатели. Самолет, покрытый ледяной коркой, взлетал уже обреченным. 12 декабря 1986 года. Катастрофа рейса «Минск - Берлин» Трагедия произошла в берлинском аэропорту Шенефельд. При попытке совершить посадку в условиях плохой видимости разбился Ту-134А. Из 82 пассажиров и членов экипажа погибли 70 человек, в том числе 21 школьник из немецкого города Шверин. Когда самолет заходил на посадку, диспетчер на английском языке сообщил, что огни соседней полосы включены только для контроля. Из-за плохого знания английского языка пилот-инструктор пытался произвести посадку именно на эту нерабочую полосу. Когда экипаж понял, что совершает ошибку, было уже поздно. В результате самолет упал на лес и сгорел. Только после этого случая контроль за изучением пилотами английского языка значительно усилился. 27 февраля 1988 года. Катастрофа рейса «Минск - Сургут» При посадке в аэропорту Сургута Ту-134А промахнулся мимо взлетно-посадочной полосы. После падения самолет перевернулся и загорелся. Из 51 человека погибли 20. При анализе аварии был сделан вывод, что командир мог не рисковать и повторить заход на посадку. Пилота обвинили в том, что он экономил топливо. Глеб ЛОБОДЕНКО 21 февраля 2008Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Комсомолка» провела собственное расследование аварии самолета под «Ереваном». |
|