Место под солнцемБелорусы пьют в 4 раза меньше соков, чем жители Европы. Этот факт дает основания говорить о перспективности этого сегмента рынка. На фоне активизации отечественного производителя эксперты прогнозируют серьезную конкуренцию на «сочном» рынке. В прошлом году страна затратила 43 млн. USD на закупку соков за рубежом. То, что мы выпиваем только по 8 л в год на каждого, в то время как европейцы более 30, дает основания предполагать, что с ростом благосостояния белорусов расходы на закупку соков увеличатся. Разрабатывая соответствующие отечественные программы, наши экономические стратеги, разумеется, делают ставку на отечественного производителя и рассчитывают, что эти деньги останутся в стране. Эксперты однако не могут с определенной долей уверенности спрогнозировать исход разворачивающейся конкурентной борьбы. Притом, кто станет победителем схватки, предугадать трудно. Во всяком случае в ходе заседания Совмина, рассматривавшего выполнение программы развития консервной отрасли, пообещали не применять ограничительных мер в отношении завоза продукта из-за рубежа. Вице-премьер правительства Иван Бамбиза, выступая в парламенте, пообещал, что белорусский рынок будет полностью насыщен соками отечественного производства к середине 2008 г. Основная надежда в импортозамещении ложится на два мощных завода, которые, по словам вице-премьера, обеспечат 100% внутреннего потребления, а также поставки на экспорт. Чиновник уточнил, что речь идет о строительстве предприятий в Бобруйске и под Минском. Мощность Минского сокового завода должна составить 100 млн. условных банок в год. Предприятие разместят рядом со столицей на землях агрокомбината «Ждановичи» в границах перспективной черты города (район ТЭЦ-4), где предполагается установить линии приготовления и розлива в ПЭТ-тару асептическим способом и линию приготовления и розлива сокосодержащих газированных напитков в ПЭТ-тару (каждая производительностью 6 тыс. бутылок в час). Общая стоимость проекта оценивается примерно в 10 млн. EUR, писал Интерфакс, ссылаясь на Белгоспищепром. Один из возможных источников финансирования — льготные кредиты правительства КНР. В Бобруйске сок будет разливать Detroit Belarus Juice Company. Учредителями структуры являются группа Detroit Investments Ltd и МФК (им принадлежат соответственно 80% и 20% компании). На первом этапе мощность завода составит 10 млн. дал в год, что почти вдвое превышает прошлогодний уровень потребления в стране. Стоимость первой очереди завода составляет 20 млн. USD. Пытаются развиваться и другие предприятия. Так, ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» в конце апреля — начале мая планирует начать поставки соков в торговлю. Итальянская линия розлива AVE обошлась в 6 млн. EUR, что позволило увеличить мощности завода по розливу безалкогольных напитков на 50%. Предприятие намерено выпускать восстановленный 100% продукт на основе закупленных в Бразилии концентратов, изготовленных из тропических фруктов. УП «Слуцкий консервный завод» летом 2008 г. надеется наладить производство соков в упаковке тетра-пак мощностью 4 т в час. Тендер на поставку оборудования выиграла болгарская компания ООО «Индекс 6», стоимость — 1,8 млн. EUR, строительные и монтажные работы обойдутся в 2,5 млрд. Br. Руководство ОАО «Пружанский консервный завод» рассчитывает вдвое увеличить свои мощности и в перспективе войти в число крупнейших игроков. В 2008 г. планируется направить около 2 млн. USD на приобретение технологических линий, пополнение его оборотного капитала и закупку сырья. В течение двух лет мощности завода достигнут 10 млн. л в год. Это должно позволить занять предприятию 10-15% рынка, достичь оборота в 20 млрд. Br (вместо нынешних 7 млрд. Br). Пищевой комбинат Белкоопсоюза в третьем квартале 2008 г. вводит линию по розливу соков в упаковку «Тетра Брик Асептик». Стоимость проекта составит около 12 млрд. Br. Кроме того, в текущем году начнет работу завод по производству фруктовых напитков в Высоком и предприятие «Старая крепость» в Бобруйске. Планируется открытие и других объектов. Как видим, количество производимого сока на душу населения в Беларуси в ближайшее время значительно возрастет. По мнению экспертов, конкуренция на отечественном рынке может привести к закрытию ряда производств, ведь наивно полагать, что товару, который не смог закрепиться внутри страны, найдется место на экспортных прилавках. Отметим, что еще до этого года, который может коренным образом изменить рынок, многие заводы испытывали сложности в работе. Об этом говорилось 21.01.2008 г. на коллегии КГК, где были рассмотрены результаты проверки соблюдения законодательства субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими производство, экспорт, импорт, а также реализацию соков и детского питания из фруктов, ягод, плодов и овощей. Итоги деятельности таковы: задания Программы развития производства плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2006-2010 гг. по производству соков выполнены в 2006 г. на 69%, за 2007 г. — на 76%. Запасы готовой продукции на складах в 4,2 раза превысили ее среднемесячный выпуск (на 1.10.2007). Это привело к тому, что 77 отечественных предприятий, выпускающих соки, отвоевали себе лишь 40% рынка. Видимо, многим из них в ближайшее время придется и вовсе покинуть перспективную нишу. Олег КВАША Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На рынке сока — «толкотня» |
|