Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Киски для председателей
«Красота спасет мир…» Ах, это русское интеллигентское прекраснодушие! Вечная Женственность и все такое… Но кто, интересно, спас мир от Хиросимы? Или Кампучию — от безумного террора «красных кхмеров», оставившего на страну (да и то по недосмотру) лишь одного человека, умевшего играть на пианино? А жуткая подземная давка на Немиге? Или бытовой абсурд ежедневной жизни в стране дураков? Конкурс красоты как двигатель прогресса? Не смешите. Топ-дива как посол доброй воли и моральное послание? Еще смешнее. Впрочем, у нас ухоженность — не частное дело, а лозунг текущего момента: патриотизм, стабильность, фитнесс.
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».
В славные времена советской империи русские женщины в глазах Запада четко делились на красоток и мегер. Первые играли бедрами, носили короткие сарафанчики и косы до пят, заливались то румянцем, то слезами, хлопали глазками и обожали своих вечно пьяных мужчин. Вторые — вспомним гнусную Розу Глебб из бондовского «Из России с любовью» — делали карьеру, красили перекисью свои пуделиные кудряшки в жуткий желтый цвет, носили мешковатые пиджаки и туфли на низком каблуке, а мужиков (кроме начальства) воспринимали исключительно как трудовой ресурс.
Если посмотреть в телевизор или на соседку по метро, с удивлением заметишь: в сегодняшней Беларуси оба типа налицо. И даже, более того, преобладают. Два характерных формата женской карьеры в Беларуси: рабочие лошадки и sexy dolls.
Недавнее президентское послание, озвученное при почтительном молчании депутатов, в своей телеверсии представило зоркому зрителю замечательный коллективный портрет первой категории — чиновных дам. Все при них: диковатые начесы, деловые костюмчики образца 1982 года, резкая пластика, тяжелый бульдожий прикус и стальной блеск глаз. Это на высших позициях. Внизу — почти то же, только меньше лака и тусклый взгляд. Плюс женский роман под подушкой и сны из телесериалов. Бедные-бедные! Они не живут. Они стараются. Есть, знаете ли, такое дело: декреты исполнять.
С другой стороны, поездив по свету, могу смело утверждать: Минск держит твердое первое место среди европейских столиц по числу крашеных блондинок в мини (вариант — стрейтч-джинсах) и высоких ботфортах (вариант — в золотых босоножках на дикой платформе) с фальшивыми сумочками D&G. Простодушная проф-одежда тружениц ночного фронта непостижимым образом превратилась в мейнстрим местной уличной моды и заразила столичных дев своей видимой простотой и эффективностью. Здоровый рыночный подход. Разумное товарное предложение.
Дикий белорусский капитализм — с государственным крышеванием, налоговыми налетами, неловкой саморекламой, постоянным страхом «сесть» и стыдливой гульбой в закрытых клубах — с некоторым опозданием воспроизводит знакомый бизнес-расклад: мужчина рискует и зарабатывает, женщина вознаграждает его за риск. А если сама зарабатывает — то и тратит на себя. Дама сердца превращается в приз герою и выгодное вложение капитала. И, соответственно, готовит себя — как умеет— в призы и награды.
От таких наград не спрятаться, не скрыться. Табунчики длинноногих поющих газелей гарцуют по нашим музыкальным каналам. Жертвы соляриев и массажных салонов активно пробуют себя в роли телеведущих и поп-знаменитостей. Бизнес-леди новой волны игриво расстегнули тесные французские платьишки и запели о пальмах и дензнаках. Девочки из культурно-информационных программ гордо выпячивают свои прелести прямо под нос зрителю. Дамский прорыв? Да нет, скорее, сезонная распродажа Барби в леопардовых бикини. Впрочем, именно такой женский тип активно востребован нашими «новыми богатыми» (открыто) и людьми власти (потаенно). Несчастные партайгеноссе в юбках, увы, уступают на всех фронтах и по всем позициям. Власть эротична лишь в режиме садо-мазо. В «железные леди» никто не пустит. А товарные перспективы у них — сами понимаете… Тут и фитнесс не поможет.
К счастью, есть еще и третья категория — не столь броская, но самая симпатичная. Меж двумя жуткими тетками — трэш-властью и трэш-попсой — живут динамичные создания в твидовых пиджачках и теннисных туфлях, с непременным рюкзачком на плече, вольным рабочим графиком, минимумом боевой раскраски и массой светлых идей в своих растрепанных головках. Английский и немецкий, нормальная «мова», минимум политической зашоренности... Наша «внутренняя Европа», реальная надежда на завтра.
Страна, озабоченная тиражированием чиновниц и секс-кисок, этого пока в упор не видит. И продолжает считать своим лицом молодящуюся красотку с челкой под Сьюзен Вега, распевающую в телевизионной кулинарной программе патриотические частушки.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Красота спасет мир…» Ах, это русское интеллигентское прекраснодушие!
|
|