Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Не/зависимостьМаксим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение». Любой вменяемый столичный житель твердо знает: в такие дни лучше сидеть дома или тихо свалить куда подальше. Долгие праздники нашей самостийности (он же — загадочный День Республики) давно сравнялись по степени душевного взлета и молодецкой удали с футбольными матчами международного класса. И, как любая многосерийная фиеста, давно растеряли сколько-нибудь внятные представления о первопричине столь буйного ликования. Спроси любого ботана из обоймы «поколения Л» и тот бодро отрапортует: независимость — это когда победили немцев. Ура! Кто победил? Да мы! Кто ж еще… Речевки, припевки, пляски в сарафанах, БРСМ в майках державных цветов, новобрачные, марширующие строем под ласковым взором высшего начальства, флажки и шарики — это для телевизора. Забитые под завязку вагоны метро, шашлычный дым, косяки окраинных быков на центральных площадях (за пазухой водка, в глазах глубина), визг и ор их верных подружек, горки пластиковых стаканчиков под ногами — это для тех, кто не внял голосу разума и все-таки вышел в город. Главный знак праздника: суровые объявы «3 июля винно-водочные товары продаются до 17.00». Отцы города опасаются (и явно не без причин), что народ на радостях не рассчитает сил. Только вот чему, собственно, радуемся? Плюсов у властной трактовки независимости немного. Только добровольные жертвы родного политпроса считают таковыми отважные атаки на американских дипломатов, геройское изъятие диктофонов у «вражеских голосов», сыскной азарт по части «незаконного» концерта польской группы Lombard (организованного польским консульством на частном участке) и скучный торг с мистером Путиным по части цен на нефтепродукты. Храбрые обличения недругов с Запада и Востока тоже не в счет. Хотя бы потому, что все эти ритуальные поклоны, приседания и потрясания кулаками предназначены наивному электорату и ничего общего с реальной политикой не имеют. Власть который год живет в долг и ради собственного выживания способна подружиться с любым джокером из мировой колоды. Если это независимость, то я — Микки Маус. Реальная независимость — равноправное и полноценное присутствие в европейском политическом пространстве, последовательная интеграция в глобальное хозяйство, развернутые культурные контакты. Это открытые двери для инвесторов (а не тихая распродажа мощностей и ресурсов), рынок как конкурентная экономическая среда (а не чиновные игры под шелест указов и декретов), неподцензурная культура и СМИ как подлинная «четвертая власть» (а не парад марионеток под эгидой Минкульта и Минюста). Скажу больше: подлинная независимость — это не самонадеянная хуторская автономия («Нечего нас учить! Сами справимся!»), а жизнь в динамичной и открытой стране, способной к эффективному позиционированию в актуальном контексте. Пока, к сожалению, явно не наш случай. Вот почему громкие июльские торжества так бьют в голову: мы присутствуем на празднике вывески, за которой до обидного пустовато. Искусственно связав «независимость» с «освобождением», государственность — с советскостью, а многовековой путь Беларуси — с частным эпизодом схватки двух тоталитарных систем (сталинской и нацистской), нынешняя власть вырастила пустоцвет: праздник без корней и плодов. За простодушным «мы победили» стоит прямая подмена смыслов: победила-то никак не Беларусь. Красная империя Беларусью (в числе прочих национальных людских ресурсов) как дубиной побила империю коричневую. Объективно глядя на вещи, в июле 44-го мы просто сменили патрона. Однако новые июльские праздники возникли все же не случайно: система сконструировала себе родословную. Локальная элита колхозных начальников и районных политработников поспешно присвоила победы советской империи, назначив себя ее правопреемниками. А всех нас, соответственно, — наследниками ее героев (и жертв). У небезразличных к родной истории людей другие памятные даты. Но трудовые массы празднуют. Пляшут и пьют. Отмечают свой День Зависимости — от нового начальства, играющего в старое. Веселого тут мало. Потому и празднуют с оттягом, серьезно и тяжеловесно. Разливая свой придуманный праздник по ненадежным стаканчикам. Единение нации? Всенародный подъем? Не, зависимость… Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Максим Жбанков.
|
|