О чем сигналят продовольственные рынкиСреди двух основных экономических вызовов последнего времени — нефть и продовольствие. При этом более сильным и опасным является второй. Весь мир вошел в новую продовольственную историю, хотя новейшие тренды роста цен могут быть быстро устранены. Цена решений — новые подходы к аграрной политике в развитых странах. Про развивающиеся можно пока не упоминать: они с трудом реагируют на продовольственную угрозу. Леонид Заико, обозреватель «ЭГ» Что касается Беларуси, то она может более точно определить свои возможности и ресурсы в использовании внутреннего рынка. Но эта аналитическая оценка должна быть матричной, учитывать сравнительные издержки (положительные и отрицательные результаты), величины добавленной стоимости. Значительные эффекты заложены в субсидировании сельского хозяйства, что также искажает экономические расчеты. Начинать можно и нужно с оценки трендов внешних цен. Выяснить, как складывается общая экспортная и импортная ситуация в этом году. Сравнить с прошлым и сделать выводы для принятия практических решений. Начнем с того, что удельный вес продовольственных товаров национального производства в продажах на внутреннем рынке занимает 84,6%, что значительно выше, чем продажи собственного производства в группе непродовольственных товаров. С начала роста доходов населения, что было объективной тенденцией, доля иностранных непродовольственных товаров достигла 1/3 в совокупных продажах. Для страны с 4500 USD ВВП на душу населения это много. Исследования показывают, что у нас 13% домашних хозяйств идентичны среднему классу. «Высший класс» составляет около 4% с годовым доходом более 24 тыс. USD на семью. Еще 4% семей живут с годовыми доходами близкими к 19-24 тыс. USD. Получается, что потребителей дорогих и качественных товаров в стране становится все больше и больше. Крепкая и сплоченная группа белорусских богатых может покупать значительное количество товаров премиум-класса, отдыхать на дорогих курортах, строить коттеджи и даже виллы. Что есть — то есть. Но, что касается рынка продовольствия, то он «настроен» на обычного массового потребителя, которыми являются 80% населения. Стоит также отметить важную тенденцию — на продовольственном рынке идет активная диверсификация. Что важно для нас? Во-первых, не притягивать за уши импортозамещение. Во-вторых, выбрать ниши с перспективой. Третье — создавать новые производства на новой технологической базе. Не гонять стада хилых коров по полям и весям, не монополизировать собственное сознание картофелем и прочее. Кстати, анализ предложений западных компаний выявил интересную черту. Им уже требуются квалифицированные агрономы и биохимики, специалисты по «полевым технологиям». А мы думали, что только программисты имеют шансы на успешную работу за рубежом. Ничего подобного, наши молодые агрономы и генетики получают хорошие возможности ехать не только в белорусскую глубинку, но и на процветающий Запад. Причем по тем специальностям, от которых воротили нос золотые и прочие медалисты столичных школ. Новый реверс еще себя покажет. Не юристы и менеджеры с экономистами, а «полевые командиры», генетики и агроаналитики становятся новой ударной силой экономики будущего. Вот так. А пока страна с начала года стала завозить продовольственные товары, которые нам обходятся уже на 35,4% дороже, чем в 2007 г. Хорошо, что собственный экспорт увеличили на 63,6%. Получается вполне пристойная картина. Мы пока используем наши традиционные внешние рынки для «прокачки белорусских продуктов питания». Но цены уже велики. Ряд моментов можно понять на основе внешней статистики. Мы пока более успешно поднимаем цены по сравнению с другими странами. Процесс будет идти до тех пор, пока они по нашему примеру не озаботятся импортозамещением. По итогам первого квартала 2008 г. наши экспортные цены на продовольственные товары выросли на 38,9%. Это действительно много. А что цены импорта? Мы завозим инфляцию, или нет? По показателям 2008 г., при приросте физического объема импорта продуктов питания на 7,3% мы заплатили за продовольственные товары на 26,2% больше. Кстати, аналогичные темпы по группе непродовольственных товаров в 2 раза ниже. Импорт продуктов питания и инфляции происходит одновременно. Далее, необходимо создать свои «драйверы» развития внутреннего продовольственного рынка. Яблоки и груши сейчас и у нас, и в соседних странах иностранные. Удивляешься, что редис в России стоит дороже итальянского винограда. Но они-то разбалованы нефтедолларами, а нам пора захватывать незаметные ниши иностранных рынков. Таким образом, идет «перезагрузка» разных сегментов продовольственного рынка, как мирового, так и национального. Цены меняют сигналы рынков. Главное — пора учиться их ловить как хорошему голкиперу. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Анализ и оценка
|
|