Свое и чужоеМинторг по-прежнему в качестве приоритетной задачи видит продвижение отечественных товаров. Иными словами, министерство продолжает ориентироваться в первую очередь на интересы производителя, а не потребителя. Такой вывод можно сделать по итогам пресс-конференции заместителя министра торговли Вячеслава ДРАГУНА. «В настоящее время стратегия деятельности министерства направлена, прежде всего, на сохранение стабильного положения на потребительском рынке республики, а также приоритетное наполнение его товарами белорусского производства», — отметил Вячеслав Драгун. Для этого, по его словам, «применяется ряд мер нетарифного регулирования, среди которых лицензирование, сертификация, введение контрольных знаков, акцизов». Данные требования удлиняют путь импортера к потребителю, а также повышают его затраты. Еще один защитный механизм — ассортиментный перечень, насчитывающий более 6 тыс. товаров. Список «допущенных на прилавок» постоянно растет благодаря местным органам власти, которые всегда могут добавить в него наименования продукции «своих» предприятий. Кроме того, как отметил замминистра, несмотря на то что в законодательстве нет нормы, согласно которой доля местных товаров в магазинах должна составлять не менее 70%, на практике она все-таки используется, правда, в качестве рекомендательной. Если пустить ситуацию на самотек, местный бизнес ожидают не лучшие времена. «Импортный товар продавать гораздо выгоднее. Он дороже, наценка на него выше, а издержки заметно ниже», — отметил В. Драгун. Вопреки предпринимаемым мерам, в январе-мае нынешнего года в республику ввезено потребительских товаров на сумму 2106,2 млн. USD, или 122,9% к аналогичному периоду 2007 г., в т.ч. непродовольственных товаров — на 1263,1 млн. USD (115,1%), продовольственных — 843,1 млн. USD (136,7%). В итоге за 5 месяцев отрицательное сальдо внешнеторгового оборота по потребительским товарам составило 264,3 млн. USD. Вряд ли получится кардинально подправить статистику и в ближайшей перспективе, поскольку она беспристрастно отражает проблемы экономики. Так, около 70% ввозимых товаров в республике не выпускается или выпускается в недостаточных для удовлетворения спроса объемах и ассортименте. В список не производимых в Беларуси товаров входят легковые автомобили (на приобретение машин израсходовали 445,9 млн. USD), лекарственные средства (139,1 млн. USD), а также рыба, морепродукты, чай, кофе, цитрусовые и др. В недостаточном объеме отечественные предприятия поставляют ткани, спортивную атрибутику, обувь, одежду, бытовые электротовары и т. д. Запустить по-настоящему программу импортозамещения пока не получается. Из предложенных Минторгом для освоения в 2008 г. 289 наименований непродовольственных товаров промышленностью принято к освоению только 43 позиции (15%). Среди товаров, где белорусы удерживают лидерство, выделяются мясо и птица, колбасные изделия и копчености, масло животное, молоко цельное, сыр, майонезная продукция, ткани льняные и изделия из них, женские пальто, бельевые трикотажные и корсетные изделия, мужские и детские сорочки, мебель и т. д. Впрочем, недостаточно быстрое реагирование на изменение спроса может привести к сдаче позиций и на этих рынках. Покупатель не ждет, пока у нас организуют выпуск того или иного товара. Нужную ему вещь он купит у импортера, благо средства пока позволяют, доказательством чему служат темпы роста розничного товарооборота, которые за январь-июнь 2008 г. составили 19,3%, бытовые услуги, оказываемые населению, добавили 21,1%. Зафиксировано расширение ассортимента, а также сокращение удельного веса продаж продовольственных товаров в общем объеме товарооборота с 61% в 2000 г. до 52% в 2008 г. На питание за счет роста цен белорусы в январе-мае 2008 г. потратили 9,6 трлн. Br, или 112% к аналогичному периоду 2007 г. Поскольку в ближайшие годы тенденция подорожания продовольственных продуктов сохранится, то Минторг будет и дальше пытаться удерживать высокую долю присутствия на рынке отечественных товаров (сегодня — 85%). Стоит отметить постоянно меняющуюся структуру потребления. Белорусы все больше предпочитают биологически ценные пищевые продукты. Так, в 2007 г. в среднем мы съели рыбы по 17,5 кг на одного человека, масла растительного — 15,8, картофеля — 188, овощей — 141, фруктов — 57, мяса и мясопродуктов — 69, молокопродуктов — 233, сахара — 34,4, хлебопродуктов — 93 кг, яиц — 275 штук. Аналогичная ситуация с непродовольственными товарами. В текущем году продажа одежды и белья выросла на 24%, трикотажных изделий на 17%, обуви — 26%, стиральных машин — 17%, строительных материалов — на 26%. За последние шесть лет количество цветных телевизоров в расчете на 100 домашних хозяйств возросло с 89 до 126, компьютеров — с 2 до 18, фотоаппаратов — с 23 до 43, видео и DVD-магнитофонов — с 19 до 41, легковых автомобилей — с 24 до 28. Олег КВАША Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С заботой о производителе |
|